Рейтинг 30 ведущих стран по мягкой силе за 2015 год
Дата публикации: 21.07.2015
Лондонским PR-агентством Portland был опубликован рейтинг The Soft Power 30 (Лучшие 30 по мягкой силе — англ.), выявляющий 30 наиболее могущественных государств по показателю мягкой силы. Мягкая сила является одним из элементов национальной мощи и обозначает способность государства добиваться своих целей за счёт привлекательности собственной культуры и общественно-политических ценностей. Второй составляющей национальной мощи является жёсткая сила, основывающаяся на военном и экономическом давлении.
Лидерами The Soft Power 30 в 2015 году стали следующие страны:
- Великобритания
- Германия
- Соединённые штаты
- Франция
- Канада
30 место занял Китай, а вот Россия вообще не вошла в список 30 лучших, хотя была в списке изначально оцениваемых стран.
Методологически рейтинг Portland строится из двух частей, охватывающих объективные и субъективные показатели:
- Объективные показатели — группа факторов, которые поддаются непосредственному измерению и имеют в итоговом индексе вес 70%:
- Бизнес-климат — конкурентоспособность государства, экономические свободы, инновации, расходы на научно-исследовательские разработки, позиции в рейтинге Doing Business.
- Культура — число туристов, посещающих страну, число иностранных корреспондентов на её территории, количество объектов, охраняемых ЮНЕСКО, влиятельность языка, достижения спортсменов и музыкальной индустрии на международной арене.
- Информатизация — проникновение интернета и число иностранных пользователей Facebook, которые бы отслеживали новости министерства иностранных дел или главы государства.
- Государственное управление — частная свобода, человеческое развитие, гендерное равенство, свобода прессы, доля теневой экономики в структуре ВВП, неравенство доходов, уровень насилия в обществе, эффективность государственного управления.
- Внешняя политика — дипломатические ресурсы страны, её способности контактировать с иностранной аудиторией: число посольств за рубежом, членство в международных организациях, предоставление другим странам помощи в целях развития, число зарубежных государств, которые гражданин может посетить без визы.
- Образование — уровень грамотности населения, число иностранных студентов, относительное качество университетов государства и их академические достижения.
- Субъективные показатели — группа факторов с весом в 30%, основанных на ответах опроса, который провела on-line компания ComRes в период между 21 мая и 8 июня (7250 респондентов из 20 стран):
- Кухня страны
- Приветливость граждан по отношению к туристам
- Технологии
- Товары роскоши
- Доверие к поведению страны на международной арене
- Желание посетить страну по работе или учёбе
- Вклад этого государства в мировую культуру
Россия продемонстрировала высокие оценки по фактору образования, а слабым местом оказались инновации, уровень коррупции, условия для ведения бизнеса и доверие к стране.
Впрочем, системы оценки как национальной мощи в целом, так и её составных частей в лице жёсткой и мягкой силы традиционно представляют собой скорей вещи в себе и в достаточной мере не отражают не экономический вес страны в международных отношениях, не её политический потенциал. Более того, для расчёта индексов и подиндексов данных показателей зачастую используются статистические данные сомнительного качества. По этой причине, воспринимать The Soft Power 30 как заслуживающий большого внимания рейтинг, пожалуй, не стоит.
(Использованы материалы РБК.)