Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Рейтинг 30 ведущих стран по мягкой силе за 2015 год

Дата публикации: 21.07.2015

Лондонским PR-агентством Portland был опубликован рейтинг The Soft Power 30 (Лучшие 30 по мягкой силе — англ.), выявляющий 30 наиболее могущественных государств по показателю мягкой силы. Мягкая сила является одним из элементов национальной мощи и обозначает способность государства добиваться своих целей за счёт привлекательности собственной культуры и общественно-политических ценностей. Второй составляющей национальной мощи является жёсткая сила, основывающаяся на военном и экономическом давлении.


Лидерами The Soft Power 30 в 2015 году стали следующие страны:

  1. Великобритания
  2. Германия
  3. Соединённые штаты
  4. Франция
  5. Канада

30 место занял Китай, а вот Россия вообще не вошла в список 30 лучших, хотя была в списке изначально оцениваемых стран.

Методологически рейтинг Portland строится из двух частей, охватывающих объективные и субъективные показатели:

  • Объективные показатели — группа факторов, которые поддаются непосредственному измерению и имеют в итоговом индексе вес 70%:
    • Бизнес-климат — конкурентоспособность государства, экономические свободы, инновации, расходы на научно-исследовательские разработки, позиции в рейтинге Doing Business.
    • Культура — число туристов, посещающих страну, число иностранных корреспондентов на её территории, количество объектов, охраняемых ЮНЕСКО, влиятельность языка, достижения спортсменов и музыкальной индустрии на международной арене.
    • Информатизация — проникновение интернета и число иностранных пользователей Facebook, которые бы отслеживали новости министерства иностранных дел или главы государства.
    • Государственное управление — частная свобода, человеческое развитие, гендерное равенство, свобода прессы, доля теневой экономики в структуре ВВП, неравенство доходов, уровень насилия в обществе, эффективность государственного управления.
    • Внешняя политика — дипломатические ресурсы страны, её способности контактировать с иностранной аудиторией: число посольств за рубежом, членство в международных организациях, предоставление другим странам помощи в целях развития, число зарубежных государств, которые гражданин может посетить без визы.
    • Образование — уровень грамотности населения, число иностранных студентов, относительное качество университетов государства и их академические достижения.
  • Субъективные показатели — группа факторов с весом в 30%, основанных на ответах опроса, который провела on-line компания ComRes в период между 21 мая и 8 июня (7250 респондентов из 20 стран):
    • Кухня страны
    • Приветливость граждан по отношению к туристам
    • Технологии
    • Товары роскоши
    • Доверие к поведению страны на международной арене
    • Желание посетить страну по работе или учёбе
    • Вклад этого государства в мировую культуру

Россия продемонстрировала высокие оценки по фактору образования, а слабым местом оказались инновации, уровень коррупции, условия для ведения бизнеса и доверие к стране.

Впрочем, системы оценки как национальной мощи в целом, так и её составных частей в лице жёсткой и мягкой силы традиционно представляют собой скорей вещи в себе и в достаточной мере не отражают не экономический вес страны в международных отношениях, не её политический потенциал. Более того, для расчёта индексов и подиндексов данных показателей зачастую используются статистические данные сомнительного качества. По этой причине, воспринимать The Soft Power 30 как заслуживающий большого внимания рейтинг, пожалуй, не стоит.

(Использованы материалы РБК.)