Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 77

Дата публикации: 21.03.2016

Семьдесят седьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Некоторое время назад, США предупредили национальные банки, что не рекомендуют им участвовать в размещении российских ценных бумаг, так как это не соответствует духу ограничительных мер, предпринятых в отношении РФ. Соответственно банки, которые решат купить долговые облигации РФ могут быть заподозрены в предоставлении кредитных ресурсов России, а значит в нарушении санкционного режима. После этого, в ряде источников появилась информация, что Брюссель также предостерёг европейские банки от размещения российских евробондов.
  2. Однако позже представитель ЕС опроверг информацию о запрете европейским банкам покупать российские суверенные облигации. Официально считается, что секторальные санкции не запрещают приобретение, продажу и иные действия с облигациями, выпущенными правительством России. Однако общая неоднозначность ситуации вполне может подействовать как запрет, просто из нежелания банков рисковать.
  3. Подобная ситуация, когда в условиях отсутствия официальных санкций, государства и их национальные банки предпочитают всё же не предпринимать действий, которые могут быть трактованы как нарушение санкционного режима, наблюдается в отношениях России и Китая. По крайней мере, ряд представителей бизнеса утверждают, что китайские банки не торопятся кредитовать российский бизнес именно по этим причинам (подробнее см. «Неоднозначность позиции Китая по антироссийским санкциям»).
  4. Однако ситуация с антироссийскими санкциями в очередной раз разжигает противоречия в ЕС. В частности, главы МИД Италии и Венгрии заявили, что выступают против автоматического продления и расширения санкций в отношении России. Тем не менее, не стоит переоценивать это заявление, так как оно сводится лишь к обозначению той позиции, что решение не должно быть автоматическим, и его надо принимать на высоком уровне. То есть Италия и Венгрия не заявляют о желании проголосовать против, а лишь выступают за то, чтобы детально обсудить вопрос пролонгации экономических ограничений в отношении России.
  5. По всей видимости, вокруг продления санкций в отношении России идёт активный торг, как внутри ЕС, так и за его пределами. В частности, на ушедшей неделе, дипломатический источник РИА Новости в Брюсселе сообщил, что вывод из Сирии основной части российского воинского контингента может подготовить почву к постепенной отмене международных санкций в отношении Москвы. То есть, если брать это сообщение во внимание, то антироссийские санкции стали просто объектом общего торга с Россией, а не инструментом разрешения конфликта вокруг Украины, как это заявляется официально.
  6. Россия является причиной разногласий внутри ЕС и не только в связи с санкциями, но и в связи с энергетическими проектами. Так, на ушедшей неделе получила развития ситуация вокруг газопровода «Северный поток-2», который вызывает недовольство ряда европейских стран. В частности, лидеры восьми европейских стран направили главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру письмо с возражениями против расширения проекта «Северный поток». Они утверждают, что его реализация приведёт к геополитической нестабильности. Если расшифровывать дипломатические формулировки, то эти страны опасаются, что основная часть российского газового экспорта окажется замкнутой на Германию, а значит текущие транзитные государства потеряют существенные доходы, а также окажутся в политической зависимости от Германии. То есть претензии фактически относятся не только к внешнему партнёру России, но и к внутреннему — Германии.
  7. Тем временем, наблюдается тенденция восстановления нефтяных цен. Однако относительно причин данного процесса мнения специалистов расходятся. Так, в отчёте Citigroup, представленном на прошедшей неделе, высказывается предположение, что основной причиной роста цен на нефть с 30 до 40 долларов за баррель стали перебои поставок из Нигерии и Ирана, а не договорённость России со странами ОПЕК. Якобы проблемы с поставками привели к тому, что рынок не получает около 800 тысяч баррелей нефти в сутки, что и стало причиной роста цен.
  8. С такой точкой зрения согласен старший сырьевой стратег ANZ Banking Group Дэниэл Хайнс, который придерживается аналогичного мнения. Он отмечает, что причиной роста котировок стали конфликты в районе нигерийских трубопроводов, которые повреждаются повстанцами, а также устаревшая нефтетранспортная система Ирана, многие участки которой требуют полной замены.
  9. Тем не менее, эта точка зрения выглядит довольно спорной ввиду того, что динамика нефтяных цен довольно чётко коррелирует именно с событиями вокруг переговоров ОПЕК и других нефтедобывающих стран. Так, на ушедшей неделе цена нефти Brent поднялась выше 40 долларов за баррель как раз на фоне заявлений о предстоящей встрече крупнейших экспортёров нефти в Катаре.
  10. Тем временем, российская макростатистика за февраль показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2015 года объёмы добычи полезных ископаемых выросли на 5,8%. Однако наиболее примечательным является то, что февраль 2016 года, впервые за последние 13 месяцев, был зафиксирован рост индекса промышленного производства, хотя и всего на 1%. То есть фундаментальные макроэкономические показатели начинают демонстрировать стабилизацию ситуации, однако пока рано говорить о выходе из кризиса. Можно лишь констатировать стабилизацию и адаптацию экономики к новым условиям.
  11. Косвенно это подтверждается и тем, что, согласно имеющимся данным, федеральный бюджет вновь будет приниматься в трёхлетнем формате. Поскольку отказ от трёхлетнего планирования в пользу годового был обусловлен как раз непредсказуемостью ситуации и резкими изменениями конъюнктуры, то возврат к более долгосрочному бюджетированию является сигналом стабилизации ситуации.
  12. Однако также на ушедшей неделе Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 11%, мотивировав это сохранением высоких инфляционных рисков. То есть далеко не везде и во всём монетарные власти считают ситуацию в достаточной степени стабилизировавшейся.
  13. Напоследок отметим очередную новость в рамках саги вокруг украинского долга перед Россией. Дело в том, что российский иск, поданный в лондонский суд в связи с дефолтом Украины, предполагает взыскание штрафных процентов, размер которых составляет примерно 683 тыс. долларов судки, что уже существенно увеличило общую задолженность. То есть чем дольше Украина будет тянуть с урегулированием сложившейся ситуации, тем больше окажутся финансовые претензии России.