Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Банк преступлений

Дата публикации: 21.02.2014

Перепечатка статьи © Юлии Титовой «Банк преступлений», опубликованной на портале Banki.ru. В статье даётся обзор исследованию компании «PricewaterhouseCoopers», составившему рейтинг экономических преступлений в России.


Эксперты компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC) подготовили обзор по экономическим преступлениям в России. Лидирующие позиции достались финансовому сектору. Наиболее частые нарушения — выдача кредитов аффилированным структурам и финансирование очевидно убыточных проектов. А вот отмывание средств заняло в этом рейтинге лишь третье место.

Обзор «PricewaterhouseCoopers», посвящённый экономическим преступлениям в России, показал, что сильнее всего от этого страдает финансовый сектор, рассказала партнёр PwC Ирина Новикова.

Всего в опросе PwC принимало участие более ста ведущих компаний из России, многие из которых имеют штат свыше 10 тыс. человек. 60% респондентов ответили, что за последние два года они стали жертвами экономических преступлений. Для сравнения: в 2011 году этот показатель составлял 37%. По словам Новиковой, увеличение числа предприятий, столкнувшихся с экономическими преступлениями, — хороший знак, это говорит об увеличении транспарентности бизнеса и более эффективной работе по выявлению нарушений.

«Существует множество мотивов, по которым совершаются экономические преступления, но основной — возможность или способность совершить преступление. Компании сами зачастую виноваты в том, что допускают образование лазеек в своём внутреннем контроле», — отмечает Новикова.

Чаще всего экономические преступления внутри компаний выявляются благодаря службе безопасности, в результате внутреннего аудита. «К сожалению, мониторинг подозрительных операций не так часто осуществляется в компаниях, потому что он требует больши́х затрат на IT-оснащение», — поясняет партнёр PwC.

Если рассматривать банковский сектор с точки зрения частоты случаев разных видов преступлений, то на первом месте стоит выдача кредитов аффилированным структурам. На втором месте — финансирование заведомо убыточных частных проектов. Зачастую это девелоперские проекты. Отмывание денег занимает лишь третью позицию в рейтинге наиболее популярных преступлений в финансовом секторе. На четвёртой — перекредитование безнадёжных корпоративных кредитов, на пятой — манипуляции с финансовой отчётностью.

Руководитель рейтингования российских банков в международном рейтинговом агентстве «Fitch Ratings» Александр Данилов признаёт, что все нарушения, перечисленные PwC, действительно имеют место в банковском секторе. Многие из них стали причиной для отзыва лицензий у кредитных организаций в последнее полугодие.

Случаи преступлений всех перечисленных видов достаточно распространены в банковской системе, хотя попытка их ранжирования по уровню значимости условна, отмечает научный сотрудник Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства при президенте РФ Александр Абрамов. «Из того, что обозначено в этом списке, наиболее часто встречаются нелегальные операции по обналичиванию средств, манипуляции с размерами активов и предоставление недостоверной отчётности. Также мы наблюдаем высокий уровень коррупции в сфере выдачи кредитов различным коммерческим проектам», — отмечает Абрамов.

По его мнению, основными причинами таких преступлений являются слишком высокая доля государственной собственности в банковском бизнесе, а также уверенность в безнаказанности ряда банкиров при наличии влиятельных покровителей. «В банках люди чувствуют себя временщиками, и перед ними зачастую стоит задача любыми способами максимально заработать за короткое время. Из основных способов борьбы с преступностью выделил бы сокращение присутствия государства в капитале банков и независимость пруденциального надзора. Но это, конечно, не исчерпывающий перечень», — говорит экономист.

Финансирование проекта, который потом оказался убыточным, само по себе преступлением не является, считает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков. Иногда банки сознательно финансируют заведомо убыточный проект, если есть хорошее обеспечение, и это тоже не преступление, говорит Волков. А вот выдача заведомо невозвратного кредита за откат топ-менеджеру банка — это преступление, и такая практика действительно существует, подчёркивает эксперт.

«Что касается отмывания денег, то вопрос содержания преступления заключается в том, вовлечено ли в данный процесс руководство банка. Транзитные операции проходят в тех или иных объёмах практически через любой банк, и отдел финмониторинга банка не всегда может такую операцию выявить и пресечь, даже если руководство решительно настроено на борьбу с отмыванием», — добавляет Волков.

При этом странно, что манипуляции с финансовой отчётностью заняли такое низкое место в рейтинге преступлений. Ведь зачастую маскировка большого объёма кредитов аффилированным структурам как раз и подразумевает манипуляции с отчётностью, отмечает Станислав Волков. Руководитель аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская говорит, что манипуляции с отчётностью обычно призваны скрыть результаты неосторожного кредитования, проблемы с выполнением нормативов, либо используются для снижения налогов.

Центробанк последние 3-4 года активно борется с чрезмерным кредитованием аффилированных структур и отмыванием средств. Набор уже принятых мер достаточно широк. «В части 115-ФЗ (федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». — Прим. Banki.ru) следует отметить право банков отказывать клиентам в проведении потенциально сомнительной операции. В части кредитов аффилированным структурам это меры по раскрытию реальных бенефициаров банков. Из того, что ещё не реализовано, — налаживание обмена финансовой информацией с другими странами, в том числе с офшорами», — комментирует проблему Станислав Волков из «Эксперт РА».

Большинство проблем взаимосвязаны, но всё же решение заключается прежде всего в том, чтобы сделать применение различного рода сомнительных схем невыгодным, полагает Наталья Литянская. «Банку России необходимо постоянно совершенствовать пруденциальный надзор, быть на шаг впереди всех схем», — заключила эксперт.