Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Абсурдная методология «Forbes» для оценки ущерба от экономических санкций

Дата публикации: 20.08.2014

Как известно, со стороны России в отношении Евросоюза были введены определённые ограничения на поставки продовольствия, фактически являющиеся ответными санкциями. Реакция ряда стран и представителей соответствующих отраслей ясно показывает, что данные меры оказались существенной угрозой экономической безопасности членов ЕС. Тем не менее, находятся отдельные «эксперты», которые пытаются обосновать абсолютную незначительность российского эмбарго на поставки европейских продуктов питания. В частности, особо отличился автор одного материала в журнале «Forbes», который оценил совокупные потери ЕС от запрета европейского продовольственного импорта в РФ всего лишь в 125 миллионов евро.


Основные выводы сводятся к следующему (приводится в русскоязычном изложении ИноТВ):

«Евросоюз объявил о выделении 125 миллионов евро в бюджете на поддержку производителей овощей и фруктов в ответ на российский запрет на импорт. Теперь мы знаем точную стоимость российских санкций для ЕС, и её можно охарактеризовать как «плевок во время библейского потопа».»

То есть автор «Forbes» для оценки ущерба от российских санкций применяет просто объём финансовой помощи, которую выделяет ЕС. Эти средства предназначены для компенсации фермерам их потерь от снятия некоторых продуктов с продажи, а также за отказ от сбора урожая. Судя по всему, автор исходит из того допущения, что если какие-либо другие потери компенсациями ЕС не покрываются, то они просто не существуют.

Тим Уорстэлл из «Forbes» выдвигает, как ему кажется, убийственный довод: «Мы ведь всегда рады заплатить за продукты, которые сами съедим». Этим он обосновывает отсутствие последствий от российских санкций для ЕС. На его взгляд, потери понесёт лишь Россия, которая недополучит продовольствие, а страны Евросоюза пострадают лишь в объёме 125 миллионов евро.

По всей видимости, элементарное понимание того, что переизбыток продовольствия на внутреннем рынке обрушит цены, а значит и рентабельность и без того не очень высокодоходного сельского хозяйства, у мистера Уорстэлла отсутствует. Причём речь идёт о волновом эффекте, потому что экономические проблемы европейского сельскохозяйственного сектора в текущем сезоне будут по затухающей отражаться ещё на нескольких следующих, даже если дополнительных потрясений больше не последует.

Применённая методология оценки потерь от экономических санкций абсолютно абсурдна, так как признаёт лишь те потери национальной хозяйственной системы, которые государство согласилось компенсировать из средств бюджета. Эта логика совершенно порочна, но если гипотетически взять её за основу, то Россия вообще не пострадает от европейских санкций, так как прямых компенсирующих выплат из федерального бюджета РФ вообще не производится.

В реальности ситуация с оценкой ущерба экономики ЕС от российского продовольственного эмбарго намного сложнее.

Сперва следует взять за основу, что совокупный продовольственный экспорт в РФ из стран Евросоюза составляет порядка 12 миллиардов евро. Затем необходимо оценить потери двух видов:

  1. Совокупное снижение доходов из-за падения внутренних цен, вызванного переизбытком продуктов, которые перестали вывозиться в прежних объёмах.
  2. Прямые потери от невозможности реализовать появившиеся избытки из-за сократившейся ёмкости рынка. Причём ёмкости потенциальной, то есть с учётом возможности перенаправить в срочном порядке цепочки сбыта ранее незадействованным партнёрам.

Утверждать, что итоговая выручка из-за всего этого просядет всего лишь на 1% — это полный абсурд. То, что правительство ЕС откажется компенсировать потери европейских производителей лишь усугубит последствия российского эмбарго.

(Использованы материалы ИноТВ.)