Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 90

Дата публикации: 20.06.2016

Девяностый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Ушедшая неделя, главным образом, отметилась несколькими знаковыми заявлениями высокопоставленных чиновников и руководителей компаний на Петербургском международном экономическом форуме. В частности, речь шла о глобальной энергетической безопасности в контексте нефтяных цен и их роли для обеспечения инвестиций в отрасль, а также о продовольственной безопасности России.
  2. Президент «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что мировой экономике через 3-5 лет может потребоваться соглашение об экстренном наращивании добычи нефти, так как текущие низкие цены прервали инвестиционный цикл и в среднесрочном периоде может образоваться провал готовых к разработке месторождений. Об этом говорят уже давно, однако пока некоторая стабилизация цен на уровне 45-50 долларов за баррель отложила возможное заключение соглашения между нефтедобывающими странами.
  3. Однако в некотором роде оспорил данную мысль глава Министерства энергетики РФ Александр Новак, заявивший, что цены на нефть могут превысить 150 долларов за баррель лишь через 10-15 лет. Справедливой же ценой он назвал 50-60 долларов. Впрочем, он не отрицает возможность возникновения дефицита топлива через 2-4 года, так что возможно он придерживается схожих с Сечиным идей, просто анализирует их с других позиций. В частности, возможно через 3-5 лет рыночная цена будет не высокой, но нефтяным производителям придётся её поднимать искусственно, чтобы обеспечить финансирование инвестиционных программ.
  4. До определённой степени сенсационное заявление сделал министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв, который открыто сказал, что участие России в ВТО ничего не дало российскому сельскому хозяйству: «Никаких преимуществ, только одни проигрыши. И благодаря санкциям, мы восстановили статус-кво, баланс». То есть можно констатировать, что на высшем уровне открыто признано, что присоединение к ВТО в общем-то оказалось ошибкой. Санкции же дали повод восстановить защитные торговые барьеры. Однако в таком случае надо ставить вопрос о необходимости сохранения данных торговых барьеров и их отвязки от вопросов санкционного противостояния, но такая радикальная мысль официальными лицами пока ещё не высказывается.
  5. В свою очередь, Президент РФ Владимир Путин призвал создать большое евразийское партнёрство между Евразийским экономическим союзом и другими странами, в том числе Индией, Ираном, Пакистаном и СНГ. То есть в очередной раз предпринимается попытка консолидации экономик в противовес Евросоюзу. Впрочем, Путин заявил, что будет рад возобновлению переговоров касательно экономической интеграции ЕАЭС и ЕС, но на текущем этапе это представляется маловероятным, так как до сих пор действуют санкции и контрсанкции, без снятия которых подобные переговоры не имеют смысла.