Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Неоднозначность позиции Китая по антироссийским санкциям

Дата публикации: 20.03.2016

В 2014 году, в связи с событиями вокруг Украины, в отношении России рядом стран Европы, Северной Америки и Азии были введены экономические санкции. Часть из них носит адресный характер, то есть направлена против конкретных лиц или организаций, а часть секторальный, то есть направлена против целых отраслей и сфер российской экономики. Далеко не все страны поддержали режим санкций, но не смотря на отсутствие присоединения де-юре, существует мнение, что отдельные государства присоединились к нему де-факто, например, подобные версии высказываются в отношении Китая.


Одним из наиболее чувствительных экономических ограничений, наложенных на Россию, являются секторальные санкции финансового характера, которые запрещают кредитовать российские компании сроком, превышающим 30 дней. В итоге, для российской экономики стали недоступны кредиты по низким ставкам, которые использовались в качестве дешёвого источника привлечения средств на протяжении всего последнего времени. Это оказало сильное деструктивное влияние на всю национальную экономику, которая оказалась в ситуации необходимости внутреннего кредитования, которое, во-первых, осуществляется по существенно бо́льшим ставкам, а во-вторых, в принципе доступно меньшему числу компаний.

В самом начале, когда были наложены санкции на российский финансовый сектор, существовало мнение, что российские банки и крупные корпорации смогут перестроиться на привлечение кредитов с Востока. В частности, главная надежда возлагалась на получение кредитов у банков Китая и размещение долговых ценных бумаг на азиатских биржах. Однако в реальности подобной переориентировки на восточное направление привлечение средств не произошло. Российские компании были вынуждены реструктуризировать свою задолженность за счёт внутреннего заимствования, что привело к росту стоимости привлечения средств и увеличению их закредитованности.

Всё это дало пищу для разговоров о том, что страны, официально не присоединившиеся к ограничительным мерам в отношении России и формально сохраняющие добрососедские отношения с РФ, в действительности придерживаются режима санкций, пытаясь «усидеть на двух стульях». Дело в том, что в случае начала серьёзного сотрудничества с санкционными компаниями и секторами российской экономики они оказываются под риском репрессивных мер со стороны крупных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям и его инициировавшим. Главным образом, речь в данном случае о США, правительство которых вполне может наложить какие-либо санкционные меры на те компании или государства, которые начнут помогать России обходить экономические ограничения.

Именно такие подозрения стали активно высказываться в отношении Китайских банков, которые не торопятся заместить западные кредитные организации в отношении кредитования российской экономики. В частности, об этом некоторое время назад журналу «Коммерсант-Власть» заявил исполнительный директор Делового совета Россия — АСЕАН Виктор Тарусин. Отмечается, что «Исключением стали только две крупные организации, китайские аналоги Внешэкономбанка и ВТБ — ExIm Bank и China Development Bank».

Тем не менее, некоторое время спустя стали известны факты, до определённой степени опровергающие эту точку зрения. Было объявлено о том, что «Газпром» и Bank of China Limited, London Branch заключили в Шанхае соглашение о предоставлении российскому холдингу кредита в размере 2 миллиардов евро сроком на пять лет. В официальном пресс-релизе отмечается, что «В истории «Газпрома» это крупнейшая сделка по объёму финансирования, привлечённого напрямую у одной кредитной организации, и первое двустороннее кредитное соглашение с китайским банком».

Таким образом, китайские финансовые структуры всё же поддерживают деловые отношения с российскими компаниями, однако это, действительно, остаётся скорей разовыми сделками, нежели налаженным сотрудничеством. Есть примеры сверхкрупных соглашений, которые, вероятно, были достигнуты в том числе и за счёт переговоров на государственном уровне, но вот говорить о каком-то систематическом кредитовании китайскими банками российских партнёров не приходится. То есть разговоры о том, что Китай де-факто присоединился к некоторым экономическим ограничениям в отношении России и от части придерживается режима санкций имеют под собой некоторые основания.

Впрочем, ещё одной проблемой является неизвестность российского бизнеса на восточных финансовых площадках. То есть российские компании не имеют кредитной истории в китайских банках, плюс в РФ не работают серьёзные китайские рейтинговые агентства, поэтому нежелание кредитовать российскую экономику также может объясняться просто слишком большим риском неизвестности.