Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Налоговая нагрузка на бизнес в России

Дата публикации: 20.02.2014

Во время Гайдаровского форума в январе 2014 года, директор департамента глобальных индикаторов и аналитики Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос озвучил некоторую оценку налоговой нагрузки на бизнес в России. Данное заявление оказалось достаточно резонансным, так как вызвало ответное высказывание со стороны заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова. Как выяснилось, оценки Всемирного банка и Минфина довольно сильно расходятся, в том числе и из-за применения отличающихся методологий расчёта.


Согласно оценке Всемирного банка, налоговая нагрузка на предпринимателей в России составляет 50,7%:

«Дальнейшее улучшение в области налогового администрирования даст возможность перейти к среде с более низкими налогами. Мы рассматриваем общую нагрузку в экономике. В России совокупная ставка налога достаточно высокая: по нашей методологии она составляет 50,7%.»

В то же время, Минфин называет другие числа — 35-36%, а за вычетом нефти и роялти вообще 28-29%.

«Совершенно не согласен. Потому что у нас другая нагрузка, порядка 35-36%. А если вычесть нефть и считать, как считают в США, когда роялти не включаются в налоговую нагрузку, то она получится на уровне 28-29%.»

Вместе с этим, Сергей Шаталов подверг сомнению и саму методологию Всемирного банка, посредством которой рассчитывалась налоговая нагрузка:

«Они считают по-другому. Они берут некое модельное предприятие, находящееся в таких-то условиях, считают модельные налоги и говорят: «Вот это получается таким образом». Насколько корректна данная методика, у нас вызывает определённые сомнения.»

Проблема заключается в том, что именно налоговая нагрузка является тем показателем, который и характеризует налоги как «высокие» или «низкие». Если же не удаётся более-менее объективно оценить данную нагрузку, то фискальные власти не могут получить информацию о тяжести налогообложения для национального бизнеса, потому что величина отдельно взятых ставок в сущности ничего не показывает и не характеризует. Слишком низкие налоги приводят к проблеме недофинансирования бюджета, а слишком высокие подавляют предпринимательскую активность и уводят её в теневой сектор экономики.

(Использованы материалы РБК.)