Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Взаимосвязь теневой экономики и экологической безопасности

Дата публикации: 19.08.2014

Ранее учёными уже выдвигались теории, что с пиратством можно бороться посредством развития инфраструктуры в тех регионах, в которых оно процветает. Тем не менее, это ещё не самая оригинальная идея, так как согласно другим исследованиям, немаловажным фактором развития незаконных форм деятельности может являться исчезновение отдельных популяций и целых видов животных.


Суть идеи заключается в том, что исчезновение животных может приводить к эскалации насилия, росту работорговли, эксплуатации детского труда и поддержке терроризму. Объясняется это тем, что охота и рыболовство приносят в год до 400 миллиардов долларов и, что более важно, снабжают пропитанием 15% населения Земли. В итоге, для полутора миллиардов беднейших жителей дичь и пойманная рыба являются главным источником животных белков. Исчезновение привычной пищи, вкупе с рыночной глобализацией, нередко «взрывает» традиционные общества изнутри.

По большому счёту, эта теория не очень далека от инфраструктурной, потому что точно также исходит из предпосылки, что незаконные виды деятельности являются лишь вынужденной альтернативой в условиях отсутствия возможностей для легальных форм хозяйствования. Методы борьбы концептуально также схожи, так как исходят из необходимости обеспечить населению законные методы заработка. Необходимо искать комплексные решения, которые устранили бы социальные корни работорговли, браконьерства и пиратства.

Авторы теории также рассматривают в качестве примера опыт Сомали, которая занимает первое место по пиратским нападениям. Они подчёркивают, что фактически сомалийские пираты — это бывшие рыбаки, которые 20 лет назад были вынуждены взять в руки оружие для борьбы с иностранными траулерами, незаконно вылавливающими рыбу в сомалийских водах. По мнению исследователей, превращение рыбаков в пиратов может произойти и в других африканских государствах, в качестве примера они приводят Нигерию, Бенин и Сенегал.

Также интерес представляет сравнение авторов данной теории охоты на находящихся под угрозой исчезновения видов слонов и носорогов с наркоторговлей. По их мнению, в этих случаях работают схожие экономические механизмы: внешний спрос и ажиотажные цены на товар заставляют местные повстанческие и террористические группы истреблять животных в массовом масштабе. Поскольку за килограмм носорожьих рогов на чёрном рынке дают 60-100 тысяч долларов, то браконьерство, действительно, в чём-то напоминает наркоторговлю, также отличающуюся высокими рисками, покрывающимися сверхвысокими прибылями.

(Использованы материалы Lenta.ru.)