Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 81

Дата публикации: 18.04.2016

Восемьдесят первый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Главной новостью ушедшей недели является то, что встреча представителей нефтедобывающих стран-в Дохе закончилась без подписания соглашения о заморозке объёмов добычи. Как сообщается, страны-производители обсудили несколько механизмов заморозки, оценили разные сценарии, но главный документ так и не утвердили. В качестве причин срыва договорённостей называется то, что отдельные участники ОПЕК высказали желание сначала достичь договорённости внутри объединения. Инициаторами этого были Саудовская Аравия и некоторые другие страны.
  2. То есть можно констатировать, что внезапно ряд ключевых сторон потенциального соглашения изменили свою позицию, хотя она до этого явно была согласована на предшествующих переговорах. В итоге, рынок отреагировал откатом нефтяных котировок, хотя пока и не обвальным. Следующая же встреча в подобном формате должна пройти в июне, то есть примерно через два месяца.
  3. Как и прогнозировалось в предыдущем выпуске «Мыслей об экономической безопасности № 80», 16 апреля оказалось локальным максимумом курса рубля, который на ожиданиях встрече в Дохе продемонстрировал существенное укрепление. Из-за откровенно неудачных итогов переговоров откат оказался ещё сильнее, чем можно было ожидать, так что окно возможностей для наиболее выгодного приобретение иностранной валюты в перспективе ближайших пары месяцев, пожалуй, закрылось.
  4. На фоне ожидания итогов переговоров в Дохе интересное заявление сделал министр финансов РФ Антон Силуанов, который пообещал сохранить низкий курс рубля в случае повышения цен на нефть. Он заявил, что правительство подготовило новый вариант бюджетного правила, которое будет изымать все дополнительные доходы в суверенные фонды. То есть фактически был поставлен под сомнение факт наличия реального режима плавающего курса рубля, так как правительство открыто заявило о нежелании особо сильного укрепления национальной валюты. Впрочем, подобные действия уже наблюдались, в том числе не только со стороны Минфина, но и Банка России, когда рубль стал активно укрепляться весной-летом 2015 года.
  5. Тем не менее, стоит отметить, что председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина всё-таки позднее выступила с заявлением, что попытка искусственного сдерживания рубля приведёт к ряду негативных последствий. Речь о том, что неестественно слабый курс может стать причиной финансовых пузырей, а также это может стимулировать долларизацию национальной экономики. Впрочем, есть подозрение, что глава ЦБ имеет ввиду лишь довольно сильные расхождения, тогда как искусственное снижение рубля на 5-7 рублей вряд ли станет объектом их критики.
  6. Возвращаясь к нефтяным ценам, можно отметить, что в правительстве РФ достигнута договорённость использовать в макроэкономическом прогнозе на 2016-2017 годы цену на уровне 40 долларов за баррель. Однако здесь возникает вопрос о реальной причине установления именно этого значения. С одной стороны, его можно трактовать как отсутствие прогнозов на более высокий среднегодовой уровень нефтяных цен, с другой, можно вспомнить о новом бюджетном правиле, которое планируется закрепить как раз на уровне 40 долл./барр., после которого все доходы будут идти в суверенные фонды.
  7. При этом, министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что стоимость нефти в 40-60 долларов за баррель является приемлемой для формирования бюджета страны и нормальной работы отрасли. Этот диапазон цен, по его словам, справедлив не только для Москвы, но и для нефтедобытчиков в других странах. Вероятнее всего, именно на этот диапазон рассчитывают выйти основные страны-производители нефти. Возможно и переговоры в Дохе сорвались потому, что только на одних ожиданиях удалось вытянуть котировки в эту допустимую зону, так что отдельные страны решили ввиду этого не накладывать на себя дополнительные ограничения, раз уж цель итак достигнута.
  8. Также стоит отметить, что к июню, когда ожидается следующий раунд переговоров о заморозке объёмов добычи, возможно Иран выйдет на приемлемые для себя уровни и присоединится к переговорам. Его отсутствие среди сторон как раз вызывало определённые трения сторон, поэтому к июню ситуация может оказаться более приемлемой для заключения соглашения. Впрочем, нельзя исключать, что если провал в Дохе приведёт к резкому обвалу нефтяных цен, то следующий раунд переговоров может состояться досрочно.
  9. Имеет смысл вспомнить о саге вокруг украинского долга перед Россией, так как на ушедшей неделе Верховная Рада Украины бессрочно продлила мораторий на выплату данного долга. Как сообщается, целью этой меры является «обеспечение финансовой стабильности и долговой устойчивости страны». Более того, как стало известно, Украина активно пытается отложить судебные слушанья по данному делу, хотя задержка и приводит к постоянному росту просрочки.
  10. Однако практика показывает, что подобное недобросовестное поведение кредитора особенно не сказывается на снабжении Украины новыми займами. Дело в том, что новые кредиты Украине выдаются не столько из экономических, сколько из политических соображений. Причём, это даже особенно и не скрывается. В частности, вице-президент США Джозеф Байден и президент Украины Пётр Порошенко договорились, что в ближайшее время будет заключено соглашение о выделении третьего транша кредитных гарантий в размере 1 миллиарда долларов, а связано это с выполнением требования об отставке правительства Арсения Яценюка.
  11. Более того, сразу после смены правительства, Байден провёл разговор с новым премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом, в ходе которого подчеркнул необходимость быстрого проведения реформ на Украине и выполнения минских соглашений. То есть наблюдается как чёткая привязка финансовой помощи к политическим условиям, так и прямой диктат новым высокопоставленным чиновникам страны.
  12. Здесь стоит отметить, что не смотря на указание представителя США на необходимость соблюдения минских соглашений, новый спикер Верховной Рады Андрей Парубий призвал к их пересмотру в части особого статуса юго-восточных территорий. В итоге, остаётся непонятным, насколько Украина реально готова соблюдать Минские соглашения, если абсолютно открыто заявляет о желании их пересмотра.
  13. Пара интересных событий произошла и в сфере экономического принуждения. В частности, Саудовская Аравия заявила, что в случае принятия закона, позволяющего США привлечь их к ответственности за теракты 2001 года, Эр-Рияд начнёт распродажу американских казначейских облигаций и других активов на сотни миллиардов долларов. То есть вместо обмена нотами протеста по дипломатическим каналам, Саудовская Аравия вполне открыто угрожает США обвалом рынка её долговых обязательств. Последний раз подобный риск всерьёз обсуждался в 2008 году, когда ходили разговоры о желании Китая продать существенную часть долларовых активов. Однако в форме прямой экономической угрозы и инструмента принуждения в новейшей истории американские долговые бумаги используются в первый раз. Имеет смысл следить за тем, чем же именно кончится данная история, и насколько данные угрозы будут восприняты в США.
  14. В свою очередь, появилась информация, что Россия не будет размещать суверенные еврооблигации в текущем году, что, как сообщается Bloomberg, связано с отказом крупных европейских и американских банков от участия в данной сделке. Напомним, что банки отказались участвовать в размещении российских евробондов после предупреждения США, которые заявили, что это может быть трактовано как нарушение режима секторальных санкций. Таким образом, если эта информация подтвердиться, то можно констатировать, что США смогли косвенными методами сорвать размещение долговых бумаг РФ.