Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 68

Дата публикации: 18.01.2016

Шестьдесят восьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Украине удалось привести свой бюджет в соответствие требованиям МВФ, поэтому она имеет все шансы получить очередной кредит в размере 3,4 миллиарда долларов двумя траншами в рамках программы помощи объёмом 17,5 миллиарда долларов. То есть краткосрочные риски финансовой безопасности для Украины сняты, но остаются долгосрочные, касающиеся как общей закредитованности экономики, так и проблем с дефолтом по обязательствам перед Россией.
  2. Вместе с тем, стало известно, что Министерство финансов России намерено до конца января подать в Лондонский суд иск по долгу Украины. При этом Киев 13 января подтвердил, что готов провести с Москвой переговоры по реструктуризации задолженности, но с учётом прежнего опыта в конструктивную позицию Украины не очень верится. Пока не ясно, из-за чего позиция Киева по долгу перед Россией могла бы принципиально измениться.
  3. Также на ушедшей недели неожиданное заявление сделал координатор Госдепартамента по санкциям Дэниел Фрид. По его словам, введённые США против России санкции могут быть отменены уже в 2016 году. Объяснено это было тем, что Москва, по мнению США, настроена на дипломатическое решение ситуации на юго-востоке Украины путём выполнения минских соглашений.
  4. Однако санкции в настоящий момент являются далеко не главной проблемой российской экономики. Основная угроза её стабильности проистекает со стороны падающих нефтяных цен, чей уровень оказался существенно ниже всех заложенных в бюджет значений. В итоге, министр финансов РФ Антон Силуанов признал, что бюджет ещё не адаптировался к новым ценам на нефть. По его словам, в связи с этим предстоит принять ряд решений по изменению бюджетной политики, то есть осуществить секвестр расходов.
  5. Дополнительное давление на нефтяные цены оказывает снятие санкций с Ирана. На ушедшей неделе МАГАТЭ официально признала факт выполнения Ираном взятых на себя обязательств по ограничению своей ядерной программы. В итоге, это создало все условия для отмены санкций против исламской республики. После этого, госсекретарь США Джон Керри, а также глава дипломатии ЕС Федерика Могерини выступили с заявлениями о снятии с Ирана наложенных ограничений. Помимо экспортных ограничений, с Ирана также были сняты санкции в отношении системы межбанковских платежей SWIFT.
  6. В результате снятия санкций, Иран уже в ближайшее время собирается нарастить добычу нефти на 500 тысяч баррелей в сутки, а в обозримом будущем довести её до 1 миллиона. Всё это способствовало продолжению падения нефтяных цен на основные сорта.
  7. Тем не менее, в отношении антииранских санкций со стороны США далеко не всё так просто. В частности, фактически сразу после снятия санкций, наложенных из-за иранской ядерной программы, США заявили о намеренье наложить на исламскую республику новые экономические ограничения из-за иранской ракетной программы.
  8. Более того, США отменили лишь вторичные санкции против Ирана, связанные с запретом на ведение деловых отношений для физических и юридических лиц третьих стран, а вот ограничения для американских резидентов остались по-прежнему. Также не были разморожены иранские активы в США. То есть отмена мер экономического принуждения в отношении Ирана со стороны США в значительной степени носит фиктивный характер, так как главные ограничения под тем или иным предлогом остались.