Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 7

Дата публикации: 17.11.2014

Седьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Глава «Газпрома» Алексей Миллер впервые подтвердил, что Япония обратилась к России с предложением о строительстве газопровода. Эта информация уже всплывала в СМИ, но тогда она подавалась в ключе, что инициатором выступала Россия, да к тому же носила неофициальный характер. Теперь же выясняется, что в действительности инициатива исходила не от России, а слова главы «Газпрома» являются достаточно весомым подтверждением того, что это не просто слухи. Судя по всему, Япония играет на два фронта: с одной стороны, поддерживая США, с другой, ведя определённое прощупывание почвы на предмет установления более тесных энергетических связей с Россией. Пожалуй, для Японии сейчас, действительно, хороший момент для того, чтобы попробовать укрепить свою энергетическую безопасность, а для России — диверсифицировать свои экспортные поставки.
  2. Банк России с небольшим опережением объявил об отказе от практики удерживания курса рубля в валютном коридоре. Иными словами, с 10 ноября 2014 года рубль официально перешёл на режим свободно плавающего валютного курса. Раньше об этом говорили в контексте 2015 года, но ЦБ решил несколько ускорить события. Пожалуй, это вполне логично, потому что с начала года руководства Банка России итак на интервенциях сожгли около 80 миллиардов долларов, а добиться особой стабилизации, особенно в последний месяц, явно не получается.
  3. Депутат комитета по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов из фракции «Единая Россия» направил в государственную думу законопроект, согласно которому претендентов на покупку крупнейших государственных активов в процессе приватизации должна будет проверять ФСБ. В целом, инициатива интересная, только вот не очень ясны те признаки, на предмет которых должны проверяться потенциальные покупатели. Если речь идёт о промышленном шпионаже и потенциальном рассекречивании критических технологий или утрате контроля за критическим производством, то не ясно, почему вообще подобные производственные мощности должны приватизироваться. Если же речь о простых коррупционных схемах, то это всё-таки зона компетенции МВД, а не ФСБ.
  4. Банк России ввёл лимит на рублёвую ликвидность. Делается это с целью того, чтобы предотвратить возможные спекуляции со стороны коммерческих банков и таким образом успокоить колебания курса рубля. Тем не менее, российская экономика и без того всё последнее время существовала в условиях некоторого дефицита ликвидности. С введением финансовых санкций эти проблемы усугубились. Ну а ЦБ теперь окончательно пытается посадить национальную экономику на голодный паёк. В результате, всё это может способствовать не столько стабилизации рублёвого курса, сколько схлопыванию всей экономики из-за недостатка ликвидных средств, а значит замедлению хозяйственных процессов и снижению доступности заёмных средств. Кроме того, коммерческие банки сейчас начнут повышать процентные ставки по депозитам, что во-первых, дополнительно взвинтит кредитные ставки, а во-вторых, повысит риски всей банковской системы из-за повышения обязательств в условиях падающего экономического роста.
  5. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о возможном продлении продуктового эмбарго. Трудно сказать, чем именно вызвано это заявление: толи желанием напомнить ЕС о наличии санкций с обеих сторон, чтобы они задумались о возможной отмене своих, толи желанием просто пригрозить, так как начались обсуждения ввода новых антироссийских санкций. Определённо можно сказать только то, что для российского сельхозпроизводителя санкции в текущем виде не очень выгодны, так как за один год он не успеет нарастить достаточные производственные мощности, чтобы осуществить существенное импортозамещение. Производственный цикл в сельском хозяйстве сам по себе составляет примерно год, поэтому если уже в 2015 году эмбарго на поставку европейского продовольствия будет отменено, то это абсолютно никак не поможет российским производителям. А вот продление санкций хотя бы до 2016 года позволит заложить отечественным производителям в начале 2015 года дополнительные инвестиции, в конце 2015 года получить с них дополнительный прирост бизнеса и подойти к 2016 году уже с более мощной производственной базой и завоёванной долей внутреннего рынка.