Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Желание Банка России подавить монетарную инфляцию за счёт снижения экономической безопасности населения

Дата публикации: 16.09.2015

В настоящий момент в правительстве России продолжается министерская дискуссия по вопросу объёмов индексации социальных выплат. С одной стороны, сторонники фискального подхода выступают за индексацию всех пособий на уровне, заложенном до кризиса 2014 года и скачка инфляции, с другой, сторонники социального подхода выступают за индексацию платежей на уровне фактической инфляции. Существует и проект компромиссного варианта, в виде переходного периода с индексацией, лишь частично компенсирующей скачок инфляции. Итогового решения до сих пор не принято, но недавно к данной дискуссии присоединился и Банк России, причём с аргументацией, крайне сомнительной в контексте экономической безопасности.


Глава Банка России Эльвира Набиуллина высказалась против индексации социальных пособий на уровне фактической инфляции. Однако если тот же Минфин аргументирует данную позицию вполне понятными фискальными соображениями, то вот руководство ЦБ РФ прибегло к другой аргументации:

«Это может создать риски раскручивания инфляционной спирали. На самом деле, реальные зарплаты от этого не выиграют, потому что может быть достаточно большая инфляция.»

Иными словами, Банк России исходит из той предпосылки, что в значительной степени инфляция в России обусловлена монетарными факторами. Если же индексировать социальные пособия, то это приведёт к впрыскиванию в экономику дополнительных средств, которые будут способствовать раскручиванию инфляционной спирали.

У всей этой позиции есть несколько слабых моментов сразу на нескольких смысловых уровнях:

Во-первых, существует достаточно немонетарных факторов инфляции, которые, как минимум, могут осуществлять ощутимый вклад в общие темпы роста индекса потребительских цен. То есть сводить всю антиинфляционную политику к сжиманию денежной массы представляется достаточно узколобым подходом.

Во-вторых, даже если принять за данность монетарную природу инфляции, то тезис про индексацию как фактор раскручивания инфляционной спирали представляется спорным. Поскольку инфляция является ничем иным как процессом снижения покупательной способности денег, то индексация на том же уровне фактически лишь сохраняет условный статус-кво. То есть если инфляция монетарна, то её причиной по определению является дисбаланс денежного предложения, а индексация его не увеличивает, а лишь сохраняет на прежнем уровне, чтобы обслуживать тот же объём товаров, иными словами, дисбаланс, а значит первопричина где-то в другом месте.

В-третьих, даже если принять все соображения Банка России в отношении монетарной природы инфляции и индексации как фактора увеличения денежного предложения, то фактически получается, что ЦБ предлагает подавлять инфляцию во всей экономике за счёт снижения экономической безопасности населения. То есть бремя по восстановлению баланса предложения денег и товаров перекладывается на и без того наименее экономически защищённую часть системы — получателей социальных пособий.

Таким образом, если Минфин хотя бы исходит из вполне понятных фискальных соображений, то вот Банк России противоречит даже самому смыслу монетарной инфляции, из предпосылки которой вроде как исходит, а главное цинично предлагает снижать экономическую безопасность домохозяйств ради сохранения экономической безопасности прочих субъектов хозяйственных отношений.