Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Проверки предприятия: как подготовиться

Дата публикации: 16.05.2014

Перепечатка статьи © Сергея Кашурникова «Проверки предприятия: как подготовиться», опубликованной в медиажурнале о безопасности «Хранитель». Статья посвящена рассказу о том, как следует вести себя во время проверки организации со стороны контролирующих органов. Опыт излагается на примере аптечных сетей, но в общем случае может быть применён практически в любом виде бизнеса.


Риски обнаружения реальных или мнимых нарушений при проверках, проводимых государственными и ведомственными контролирующими органами, представляют для бизнеса даже бо́льшую угрозу, чем атаки криминала. Ведь последствием могут стать не только штрафы и предписания по исправлению нарушений, но и приостановка деятельности на 90 дней, а также полное закрытие предприятия. Но эти риски вполне поддаются управлению. Если проверку грамотно выстроить, можно значительно минимизировать ущерб.

Жертва без информации

Начав анализировать факторы, приводящие к возникновению проблем с проверяющими органами, мы обнаружили, что ключевым из них в большинстве случаев является так называемый человеческий фактор. В расхожем представлении проверяющий как бы нападает, а проверяемый держит оборону. На самом деле каждый из них просто делает свою работу. От того, станут они врагами с первой минуты или между ними состоится конструктивный диалог, зависит направление, в котором пойдёт проверка. Например, при доброжелательных деловых отношениях проверяющий без всякой коррупции и нарушений норм может позволить представить требуемый документ чуть позже, если его в данный момент нет в наличии. В ситуации же конфронтации проверяющий может внести сведения об отсутствии запрошенного документа в акт проверки, что будет грозить санкциями.

У представителя проверяемой организации есть несколько вариантов поведения. К сожалению, самый распространённый — виктимный. Проверяемый занимает позицию жертвы: суетится, пытается угодить, даёт проверяющему возможность почувствовать себя более значимым, от растерянности не может подтвердить соответствие предприятия установленным требованиям, случайно выдаёт лишнюю информацию. Нередко проверяемые, основываясь на распространённом мнении о продажности чиновников, пытаются неумело коррумпировать проверяющих, спрашивая намёками, сколько дать.

Оба варианта поведения при проверках не подходят нашей компании. Мы не злоупотребляли этим в далёкие 1990-е, тем более считаем неприемлемым использовать любые сомнительные и «серые» операции сегодня, ведём бизнес набело.

Мы задумались, как помочь нашим сотрудникам избавиться от виктимной психологии, выражающейся в ощущении себя заведомо виноватым. На использовании этого чувства, кстати, основывается успех мошенников, устраивающих липовые проверки и выманивающих путём запугивания деньги у представителей бизнеса.

Виктимность подпитывается отсутствием информации. Из-за незнания собственных прав и прав проверяющих, отсутствия навыка и алгоритма действий при проверке наши сотрудники были растерянны и допускали ошибки. Ведь провизор и фармацевт не могут, да и не должны знать все законы, требования, строительные СНИПы, санитарные и противопожарные нормы и стандарты. Когда им задавали вопросы из этих областей, сотрудники опасались ответить неправильно, чувствовали себя виноватыми и боялись проверяющих, которые казались им опытными, уверенными в себе, компетентными (на поверку эти качества нередко оказываются мнимыми).

Мы определили, что для эффективной защиты своих прав руководитель торгового предприятия должен:

  • знать законодательство, права и обязанности проверяющих и юридических лиц, процедуры проведения проверок и составления протокола об административном правонарушении, порядок взыскания штрафов и наказаний;
  • уметь противостоять незаконным действиям проверяющих на основании закона и установленных государством правил и норм;
  • отстаивать свои интересы и при необходимости оспаривать результаты проверки в судебном порядке;
  • соблюдать рекомендуемые нами правила поведения при проверках.

Мы решили исправить ситуацию и стали обучать сотрудников этим знаниям и навыкам в рамках «Школы директоров аптек». Школа представляет собой месячные курсы, которые проходят, сменяя друг друга, группы из директоров аптек, фармацевтов и провизоров. Во все программы обучения был включён раздел, посвящённый безопасности, в том числе взаимодействию с проверяющими.

Обучение начало давать свои результаты. Но в аптеках, как и во всем ритейле, высокая текучесть кадров. В Москве она подчас превышает 60-70%, в регионах — 30-40%. Мы обнаружили, что при такой текучести не можем обучить безопасности полностью весь персонал, и решили снабдить сотрудников всеми необходимыми знаниями на рабочем месте.

Проверьте проверяющего

В первую очередь были разработаны инструкции, направленные на проверку полномочий проверяющих. Например, мы рекомендуем сотрудникам вежливо попросить проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение, обязательно записать название, адрес контролирующего органа и контактные телефоны, убедиться по телефонам, что пришедший действительно направлен для проведения проверки и именно в эту организацию, изучить предъявленное постановление, распоряжение или приказ о проведении проверки. Последние должны содержать:

  • наименование органа государственного контроля;
  • номер и дату;
  • наименование юридического лица (ФИО ИП), в отношении которого проводится проверка, и его адрес;
  • ФИО должностного лица, уполномоченного на проведение проверки;
  • правовые основания проведения проверки;
  • цели, задачи, предмет проверки;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятия по контролю;
  • перечень документов для представления проверяющему;
  • дату начала и окончания проверки.

Мероприятие по контролю может проводиться только лицом, указанным в распоряжении (приказе). Если сотрудник убедился, что визитёр не обладает полномочиями проводить проверку, мы рекомендуем выдворять самозванцев предельно корректно.

Продолжительность проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок её проведения может быть продлён, но не более чем на один месяц.

Для отработки этих навыков стараемся проводить тренинги в условиях, приближенных к реальным. Учим смотреть не на цвет предъявляемой «корочки», а на содержащуюся в ней информацию, использовать архитектурные особенности помещения для пассивного противодействия проверяющим, отхода через запасной выход руководителей предприятия и сотрудников, эвакуации компрометирующих документов, а также документировать действия сотрудников контролирующих органов с помощью средств видеонаблюдения и аудиоконтроля.

Следите за руками… и языком

Предлагаем коллегам на местах привлекать для участия в проверке сотрудников юридической службы и квалифицированных адвокатов. Их задача — выявлять и фиксировать противоправные действия проверяющих. Если сотрудник контролирующего органа совершает процессуальную ошибку, рекомендуем не указывать ему на это. Проверяющий может устранить ошибку и лишить нас возможности опротестовать в суде результаты проверки. Ошибки проверяющих следует фиксировать лишь в момент составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Настоятельно советуем не отказывать сотрудникам контролирующих органов в предоставлении документов и обеспечении доступа в контролируемые помещения, иначе они воспримут это как покушение на их законные полномочия. Если необходимые документы отсутствуют, надо привести уважительную причину и пообещать в ближайшее время доставить их, при этом попросить проверяющего оформить официальный письменный запрос, ссылаясь на то, что опасаетесь ошибиться в подборе документов.

Очень важно не представлять лишние, не относящиеся к предмету проверки документы и отвечать только на поставленный вопрос, причём коротко и по сути. Любая лишняя информация может стать поводом для дальнейших объяснений.

Вооружённые папки

Чтобы помочь коллегам из аптек сориентироваться в полномочиях потенциальных проверяющих, мы сформировали перечень контролирующих и проверяющих органов, которые имеют право инспектировать наши аптеки. Последняя редакция перечня включила 52 государственных и ведомственных органа. Для каждого из них было решено сформировать папку с документами, которые они имеют право затребовать.

Оказалось, что папка для инспектора МЧС должна включать 11 документов, для прокуратуры — 24, ДЭБ МВД — 18. В каждую из папок мы вложили разъяснения для сотрудников, в какой срок и на каком основании эти документы представляются. Руководители аптек самостоятельно подбирали заверенные копии документов, относящиеся к их торговым точкам, что позволяло им лучше ориентироваться в документации и готовиться к любым проверкам.

Если проверяющий просит у них документ, которого нет в перечне его организации, для руководителя аптеки это сигнал, что он, возможно, превышает пределы своих полномочий. Но и в этом случае мы не рекомендуем работникам аптек спорить с проверяющими. Наоборот, отвечать надо вежливо, что по закону мы вам обязаны представить только вот эти документы, но и то, что вы просите, обязательно представим по письменному запросу. Ответом на этот запрос, если он последует, займутся уже юристы компании.

Эффективность подобной подготовки была подтверждена практикой. Но практика выявила и недостатки: большое количество папок в полностью укомплектованном виде занимали целый книжный шкаф. Хранить их в небольшом помещении аптек, в основном занятом торговым залом, практически невозможно: кабинет директора по нашим нормам занимает 2-4 кв. м, склад — немногим более, и загромождать их папками с документами нерационально.

Тогда мы решили сделать одну папку со всеми документами для всех проверяющих органов, тем более что большинство из них повторялись, а к ней перечни, что нужно для каждого из них. Но и это оказалось не совсем удачным решением: инспектор, допустим, из пожарной службы мог, не найдя недостатков по своей части, заодно поизучать документы для санэпидемстанции, пытаясь хотя бы за обнаруженные в них нарушения зацепиться.

Получается, что мы сами показывали проверяющим лишние документы. Неудачным было признано и решение держать в аптеках только папки для органов, которые осуществляют проверки регулярно: их около 12. При появлении «нерегулярного» проверяющего наши антикризисные меры не срабатывали и нервозность персонала добавляла ошибок.

Решили формировать папки в электронном виде. Теперь в компьютере, находящемся в каждой аптеке, есть все документы для проверок, разбитые на электронные папки и заверенные электронной подписью. Пришедшему проверяющему директор аптеки может продемонстрировать документы из предназначенной ему папки на экране или предоставить их же по официальному запросу в установленных законом срок.

Не соглашайтесь с актом

Объём и состав изымаемых в ходе проверок документов определяются приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@, процедура изъятия — ст. 183 УПК РФ и Инструкцией Минфина России от 26.07.1991 № 16/176.

Выемка документов и изъятие товаров проводятся в присутствии двух свидетелей (ими не могут быть должностные лица юрлица, его учредители, а также представители контролирующего органа). Если выемка происходит одновременно в нескольких помещениях, то в каждом из них должны присутствовать по двое понятых. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в протоколе выемки или прилагаемых описях, пронумерованы, прошиты и скреплены печатью юрлица. Если невозможно изготовить копии одновременно с изъятием оригиналов, контролирующая организация обязана сделать их за свой счёт и в течение пяти дней представить руководителю предприятия.

В случае нарушений со стороны проверяющих руководитель предприятия имеет право обратиться в вышестоящий орган контролирующего, УСБ, прокуратуру, суд.

В ходе устного опроса сотрудниками ОВД важные сведения могут быть закреплены письменными объяснениями. Допрос может проводиться только после возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве свидетеля или обвиняемого.

При выявлении административного правонарушения согласно ст. 28.5 КоАП РФ немедленно составляется протокол в присутствии руководителя или его законного представителя, которому должны быть разъяснены его права и вручена копия протокола. Если во время проверки руководитель отсутствует, то протокол может быть составлен в течение двух суток с последующим вызовом руководителя в контролирующий орган. Возможность ознакомления руководителя с протоколом закреплена ст. 28.2 КоАП РФ.

Руководитель имеет право отказаться от дачи объяснений без мотивации причин и от участия в составлении протокола опроса. По возможности не отказывайтесь от подписания документов. При этом можете сопровождать свою подпись словами: «С актом (протоколом) не согласен». Не стоит конкретизировать своё несогласие, поскольку впоследствии его можно скорректировать.

В ходе мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не имеют права:

  1. проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;
  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятия по контролю должностных лиц или ответственных работников;
  3. требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;
  4. отбирать образцы (пробы) продукции для проведения исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта и в количестве, превышающем необходимое;
  5. распространять информацию, составляющую охраняемую законом коммерческую тайну предприятия;
  6. превышать установленные законом сроки проведения проверок;
  7. выдавать юридическим лицам (представителям) предписания о проведении за их счёт мероприятий по контролю.

К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?

  1. Убедитесь в достоверности распоряжения (приказа) и служебных удостоверений сотрудников.
  2. Справьтесь о полномочиях проверяющего по телефону контролирующего органа.
  3. Помните, что все проверки должны осуществляться в светлое время суток, во время рабочего дня.
  4. Убедитесь, что дата начала мероприятия совпадает с фактической датой прибытия.
  5. Контакт с представителем контролирующего органа целесообразно вести при включённом диктофоне (о включении его должны предупредить собеседника, а запись проводить с его согласия).
  6. Не пытайтесь сразу отвечать на все поставленные вопросы.
  7. Уверенно напоминайте проверяющему тезис о равенстве граждан перед законом.
  8. Уместно также напомнить, что компания исправно платит налоги и часть из этих средств идёт на обеспечение зарплаты сотрудников контролирующих органов.
  9. В случае предъявления претензий в вежливой форме попросите изложить их суть, а также на основании какого законодательного акта они предъявляются.
  10. Не допускайте неформального общения с проверяющими (совместного чаепития и т. п.).
  11. В ходе работы интересуйтесь результатами.