Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 24

Дата публикации: 16.03.2015

Двадцать четвёртый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Минсельхоз рассматривает возможности ослабления продовольственного эмбарго в отношении ряда стран Евросоюза. Насколько стало известно, несколько мер подобного рода внутри министерства уже подготовлены. Фактически речь идёт о том, что теперь Россия будет дифференцировать контрсанкции, во-первых, отделяя дружественные страны от недружественных, а во-вторых, внося раскол в ряды ЕС.
  2. По прогнозам Международного валютного фонда, государственный долг Украины в 2015 году вырастет до 94% ВВП. В итоге, помимо общих негативных последствий, к угрозам экономической безопасности Украины это добавит автоматическое срабатывание так называемых ковенант, то есть дополнительных обязательств, вступающих в силу при определённых условиях. В частности, речь идёт о том, что кредиторы получат право требовать досрочного погашения обязательств, что может привести к дефолту. Как правило, ковенанты в таком случае срабатывают при пробитии порогового значения в 60% ВВП. Например, кредиты от России Украиной были получены именно на таких условиях.
  3. Евросоюзом были официально продлены ещё на полгода точечные санкции против России. Речь идёт о тех ограничениях, которые касаются 150 физических и 37 юридических лиц. Это ещё первый «крымский» пакет санкций, который носит преимущественно дипломатический характер. Вопрос продления секторальных санкций, принятых летом 2014 года до сих пор остаётся нерешённым. Более того, на текущий момент их продление представляется намного более сложным вопросам, с согласованием которого внутри ЕС могут возникнуть серьёзные проблемы.
  4. Интересное событие на прошедшей неделе произошло в Таджикистане, где с 13 марта была запрещена прямая продажа долларов населению. Данное решение принято в рамках мер борьбы с девальвацией национальной валюты сомони, вызванной в том числе санкциями против России. Фактически таджикское правительство просто купировала канал девальвации национальной валюты через паническую скупку населением долларов. К сожалению, меры подобного рода довольно трудно масштабировать на более развитые экономики. Например, в России рубль является свободно конвертируемой валютой, поэтому даже чисто формально такая политика в РФ крайне затруднена, не говоря уже о более высокой интегрированности населения страны в мировую экономику.
  5. Продолжается развитие негативных процессов в сланцевом энергетическом секторе США. Согласно данным Управления энергетической информации, в апреле рост добычи на сланцевых месторождениях почти прекратится, а на трёх из семи крупнейших месторождений добыча и вовсе снизится. Это означает, что сланцевый сектор ждёт, как минимум, консолидация активов, а возможно и полномасштабный кризис, вызванный снижением прибыльности ниже порога рентабельности.
  6. Вместе с этим, главы американских нефтяных компаний обратились к Белому дому с просьбой снять эмбарго на экспорт сырой нефти, которое действует уже последние 40 лет. Поскольку с отменой данного экспортного ограничения мировые цены на нефть могут стать ещё ниже, есть серьёзные основания полагать, что в ближайшее время этого всё же не произойдёт, по крайней мере, если американское правительство задумается о необходимости сохранения жизнеспособности сланцевого сектора.
  7. В Европе сланцевая добыча также умерла, правда даже не успев родиться. В частности, последний проект по добычи сланцевого газа в Польше некоторое время назад был закрыт, в след за аналогичными проектами в Румынии, Литве и на Украине. В итоге, корпорация Chevron полностью прекратила разведку сланцевого газа, а ранее это уже сделали ExxonMobil, Total и MarathonOil.