Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Подготовка проекта Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации

Дата публикации: 15.12.2015

7 декабря 2015 года состоялось заседание Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ, на котором был рассмотрен ход подготовки проекта Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Подобный доктринальный документ в России разрабатывается впервые, и он должен конкретизировать положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в части, касающейся реализации национального приоритета «Экология живых систем и рациональное природопользование», и являться документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности страны.


По итогам заседания МВК по экологической безопасности СБ РФ было предложено доработать проект стратегии по двум приоритетным направлениям:

  1. Развитие минерально-сырьевой базы на основе минерально-сырьевого самообеспечения.
  2. Определение перечня показателей состояния минерально-сырьевой безопасности страны и их пороговых значений.

Таким образом, концептуальное понимание развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации исходит из ресурсной самодостаточности, а также инструментов мониторинга, базирующихся на принципах предельно-критических значений. Как сообщается, «к доработке проекта стратегии решено привлечь широкий круг экспертов в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы». Войдут ли в их число и специалисты по экономической безопасности пока не ясно, хотя в существующих системах индикаторов экономической безопасности вопросы минерально-сырьевой базы находили отражение ещё с конца 90-х — начала 2000-х годов.

В частности, в системе индикаторов экономической безопасности, разработанной Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН под руководством В. К. Сенчагова (как 2000, так и 2008 года), существует такой пороговый индикатор, как прирост запасов полезных ископаемых к объёму их добычи, чьё нижнее предельно-критическое значение установлено на уровне 125%.

К сожалению, пока неизвестно, насколько в проекте Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации учтены ранее разработанные меры по защите информации об этой самой базе. Дело в том, что после того, как соответствующие решения были приняты на специальном заседании межведомственной комиссии по экологической безопасности СБ РФ 13 августа 2014 года, почти через год произошло странное изменение ориентиров правительства в отношении защиты подобной информации. С тех пор этот вопрос остаётся не до конца ясным.

Также следует отметить, что данный документ, по всей видимости, должен конкретизировать положения уже обновлённой редакции Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, так как в текущей редакции данная стратегия в разделе, посвящённом экологии живых систем и рациональному природопользованию (ст. 85-88), не содержит отмеченных выше целевых установок, в частности, минерально-сырьевого самообеспечения. Да и чисто хронологически завершение разработки Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ должно произойти уже после публикации обновлённой редакции Стратегии национальной безопасности.