Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 37

Дата публикации: 15.06.2015

Тридцать седьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон об амнистии капиталов, который разрешает провести в 2015 году добровольное декларирование зарубежного имущества и банковских вкладов. В итоге, он освобождает от уголовной, административной и налоговой ответственности, если владелец имущества совершил нарушения до 2015 года. Данная мера продвигалась как инструмент возврата выведенного капитала в российскую экономику, однако в отношении её реальной эффективности для решения поставленной задачи есть достаточно серьёзные сомнения.
  2. Согласно появившейся в открытом доступе информации, схема с продажами иранской нефти российскими трейдерами будет реализовываться на грани рентабельности. В качестве трейдеров может выступить один из подведомственных Минэнерго ФГУПов. Это означает, что Россия участвует в этом не с целью получения прибыли, а скорей с целью сохранения определённого уровня контроля за нефтяными поставками.
  3. Это особо важно в контексте того, что компания BP в статистическом ежегоднике Statistical Review of World Energy 2015 обнародовала информацию о том, что США впервые с 1975 года вышли на первое место в мире по добыче нефти, оставив позади и Россию, и Саудовскую Аравию. Это при том, что ещё на прошлой неделе сообщалось, что первое место занимает всё-таки Россия.
  4. В российской экономики наблюдается стабилизация ситуации с темпами роста инфляции. Впервые с начала августа 2014 года недельная инфляция в РФ оказалась равна нулю. Впрочем, это обусловлено не какими-то фундаментальными улучшениями, а лишь сезонным фактором: инфляцию остановило объективно обусловленное падение цен на огурцы и другие овощи.
  5. То, что до стабилизации общей экономической ситуации в России ещё далеко хотя бы свидетельствует тот факт, что число россиян с доходами ниже прожиточного минимума за первый квартал 2015 года повысилось до 15,9% (около 23 млн чел.).
  6. Кроме того, доходы бюджета России по итогам первых пяти месяцев 2015 года снизились на 8,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На фоне этого глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в 2015 году доходы упадут на 2-2,5 трлн руб., и призвал перейти на режим жёсткой экономии. Как эти призывы соотносятся с его заявлении о том, что в России нет кризиса, остаётся непонятным.
  7. Тем временем, Международный валютный фонд предложил властям Украины кредитные займы, даже если Киев договорится с держателями еврооблигаций о реструктуризации долгов. Однако такое поведение МВФ достаточно опасно, так как фактически данная сделка окажет негативное воздействие на финансовую репутацию Украины, что отпугнёт от неё альтернативных кредиторов и дополнительно привяжет национальную экономику к МВФ, закрыв возможности для финансового манёвра.
  8. Приближается срок, когда ЕС следует принять решение относительно продления экономических санкций в отношении России. Более того, на фоне обострившейся ситуации всё чаще речь заходит не просто об их продлении, но и об ужесточении. В частности, по некоторым данным новые санкции могут коснуться отдельных физических и юридических лиц, а также затронуть такие секторы, как оборона, энергетика и финансы.