Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 72

Дата публикации: 15.02.2016

Семьдесят второй выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На ушедшей неделе, министр нефти Ирана Биджан Зангане заявил, что Исламская республика готова обсуждать с Саудовской Аравией ситуацию с ценами на топливо. При этом, он обвинил страны Персидского залива в сознательном занижении нефтяных цен под предлогом экономической выгоды и выразил уверенность, что ситуацию можно стабилизировать за неделю. То есть уже даже Иран, который ранее говорил о готовности поставлять нефть хоть по 20 долларов за баррель, начинает поднимать вопрос о необходимости консолидации нефтедобывающих стран с целью стабилизации цен.
  2. Последнее время всё чаще появляются слухи о том, что страны ОПЕК, а также другие нефтедобывающие государства, не входящие в картель, рассматривают возможность внеочередной встречи как раз для заключения соглашения о пропорциональном снижении добычи. Есть даже версия, что оперативное заседание Совета Безопасности РФ, прошедшее 11 февраля, могло быть посвящено в том числе и этому вопросу (подробнее см. «Оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности РФ 11 февраля 2016 года»).
  3. Тем не менее, пока никакой ясности по этому вопросу нет, так что все слухи вокруг подобной встречи и соглашения являются лишь предметом биржевых спекуляций на ожиданиях.
  4. Другое важное событие, связанное с иранским нефтяным экспортом, относится к финансовой сфере. Исламская республика заявила, что она готова вести расчёты за поставляемую на мировые рынки нефть не только в евро, но и в юанях, а также в других сильных валютах. Напомним, что неделей ранее Иран заявил о намеренье отказаться от доллара и перейти исключительно на расчёты в Евро. Теперь же выясняется, что он хочет не просто отойти от американской валюты, но в принципе диверсифицировать активы. То есть речь уже идёт не просто о демонтаже долларовой системы расчётов, а о демонтаже моновалютной системы расчётов.
  5. Неоднозначная ситуация наблюдается и в отношении украинского долга перед Россией. На прошедшей неделе Германия, выступающая посредником в переговорах между Россией и Украиной, призвала Киев подготовить новое предложение по реструктуризации долга в 3 миллиарда долларов, после того, как Москва отвергла предыдущий вариант. То есть минфин ФРГ добивается того, чтобы Украина нашла компромисс, так как, судя по всему, не желает доводить ситуацию до судебного разбирательства.
  6. Тем не менее, сама Украина демонстрирует крайне низкую степень общей договороспособности. Причём, это касается не только вопросов государственного долга, но и других сфер межгосударственного сотрудничества. В частности, последние дни активно развивается конфликт, связанный с блокированием российского грузового автотранспорта, двигающегося транзитом через Украину в Евросоюз.
  7. Россия уже ввела симметричные меры в отношении движения украинского грузового автотранспорта по своей территории, но, судя по всему, Украина в очередной раз в данной ситуации руководствуется не экономическими причинами, поэтому меры экономического воздействия здесь могут оказаться не очень эффективными.