Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 111

Дата публикации: 14.11.2016

Сто одиннадцатый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Минэнерго России получило приглашение на встречу экспертов стран ОПЕК и других нефтедобывающих стран, которая может пройти 26-28 ноября (точной даты пока нет). Фактически именно на этой встрече и должен окончательно решиться вопрос о возможности заморозки или даже сокращении объёмов добычи в обозримом будущем. Несколькими днями ранее, ОПЕК опубликовала прогноз мирового спроса на нефть в 2017 году и до конца текущего десятилетия, выдержанный в довольно оптимистических красках. Аналитики картеля исходят из того, что снижение цен стимулирует потребление в условиях замедления экономического роста. В итоге, спрос на топливо в 2017 году увеличится до 95,3, а в 2020 году — до 98,3 миллиона баррелей в сутки. Наличие подобных прогнозов вполне может оказать влияние на перспективы инициативы по заморозке объёмов добычи. Сильные игроки могут решить, что для них является приемлемым ожидание ещё в течение полугода-года и отказаться от резких движений прямо сейчас.
  2. Министерство сельского хозяйства РФ выступило с инициативой отложить на 2-3 года возобновление поставок томатов из Турции на российский рынок, чтобы отечественные производители успели пройти инвестиционную фазу. Следует отметить, что прозвучала именно такая формулировка: «Это именно инвестиционная фаза. Надо её пройти, а потом пусть они конкурируют». Таким образом, на высшем уровне уже вполне официально специальные экономические меры против Турции трактуются уже как инструмент протекционистской поддержки, а не просто механизм экономического принуждения, так как дипломатически конфликт уже исчерпан. Тот факт, что на таком уровне официально заявляется о необходимости сохранения протекционистской защиты, даёт надежду, что всё-таки эмбарго будет сохранено, несмотря на попытки турецкой стороны продавить полное снятие всех ограничений.
  3. Некоторое время назад, ряд стран выступил с инициативой пересмотра структуры Совета Безопасности ООН и механизма право вето его постоянных членов. На ряду с инициативами пересмотра веса различных стран в других международных институтах, таких как МВФ и Всемирный банк, это является следствием изменившихся структуры международных отношений и уровня влияния различных государств. Позиция России в данном вопросе отличается некоторой двойственностью: с одной стороны, РФ стремиться повысить своё влияние в международных финансовых институтах, с другой, не очень приветствует реформу Совбеза ООН. На минувшей неделе, Россия и США как раз выступили против внесения каких-либо изменений в процедуру применения права вето для постоянных членов Совбеза ООН, тогда как Великобритания и Франция проголосовали за эту идею.