Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Доклад заместителя председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности А. М. Данилова

Дата публикации: 14.02.2014

Перепечатка доклада © Данилова А. М., опубликованного в медиажурнале о безопасности «Хранитель». В данном докладе заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности обосновывает необходимость саморегуляции негосударственной сферы безопасности.


Уважаемые коллеги!

В течении 2013 г. и в эти первые месяцы нового года, Комитет ТПП России по безопасности предпринимательской деятельности в ходе всероссийских конференций, расширенных заседаний, круглых столов, семинаров, участия руководства и членов Комитета в подобных мероприятиях в регионах страны организовывал и целенаправленно проводил сложную и проблемную работу по вопросам, связанным с обеспечением безопасности.

Каждое мероприятие, уже само по себе, является важным инструментом в деле формирования более полной системы национальной, экономической, общественной и других видов безопасности в России.

Всё это продиктовано тем, что проблема обеспечения безопасности является неотъемлемым и постоянным элементом деятельности любой экономической, политической, общественной системы в государстве.

Особое значение она имеет для России, где произошли трансформация общественного строя, глобальные изменения в экономике, смена политического и международного курса, не выработана устойчивая идеология, объединяющая страну и народы, населяющие её.

В отличие от стран с устойчивой, развитой рыночной экономикой, для нашей страны сегодня существуют серьёзные проблемы с обеспечением безопасности от террористических, криминальных, экономических, социальных, информационных, техногенных и других угроз.

Сегодня мы ещё раз убеждаемся, что они, в той или другой мере, проявляются во всех сферах жизнедеятельности нашего общества.

Решить эту сложнейшую проблему кампанейскими методами не возможно. Нужна государственная, общественная воля и концептуальная, последовательная работа.

Вот почему мы стараемся объединить на площадке Комитета ТПП России по безопасности предпринимательской деятельности для обсуждения и выработки мер обеспечения безопасности государства, экономики, предпринимательства, бизнеса и общества ответственных и заинтересованных представителей данных направлений деятельности.

По большому счёту, речь должна вестись не только об устранении возникших проблем с безопасностью в какой то сфере деятельности или жизни общества, а о чётко выработанной, долгосрочной и перспективной политике с определением ответственности на всех уровнях власти, субъектов рыночной экономики, частного предпринимательства по противодействию появлению и существованию опасных угроз.

В настоящее время, когда Россия ещё не вышла из состояния экономической нестабильности, и в стране сохраняются элементы противоречивости реформационных процессов, идёт стихийное формирование рынков, наблюдается межведомственная разобщённость и в данной ситуации решить проблему безопасности усилиями одних только правоохранительных органов, не используя частный и общественный потенциал, достаточно проблематично.

 

Это значит, что необходимы мобилизация имеющихся возможностей правоохранительной системы и поиск новых союзников и сил для решения задач обеспечения безопасности.

По логике развития данной темы можно констатировать, что необходимо конкретно определить не только баланс государственных и частных интересов в комплексной безопасности субъектов, но и сферы участия их в формировании мер по выявлению и устранению угроз, профилактики безопасности, выработке собственных решений с учётом законодательных, нормативных правовых актов.

Сегодня, к сожалению, мы вынуждены убеждаться, что такие важные резервы возможностей современной рыночной экономики и предпринимательской деятельности остаются не востребованными.

Как свидетельствуют примеры из практики общения с представителями частных малых и средних предприятий — они продолжают испытывать негативное воздействие теневых схем, сохраняющихся элементов коррупции при организации и ведении своего бизнеса и заинтересованы в том, чтобы государство было способным в полной мере обеспечить их правовую, экономическую и общественную безопасность. Российский бизнес хочет открытых деловых отношений.

Частное предпринимательство готово не только к открытому диалогу с государственными представителями органов, отвечающих за безопасность, но и к активному практическому сотрудничеству с ними.

Где и в каких формах имеются желанные резервы, готовые уже сегодня приступить к сотрудничеству с правоохранительными органами?

Более 20 лет прошло с появления частных охранных предприятий, как новых субъектов хозяйственной деятельности. История скромно умалчивает, а ведь это они помогли в 90-х годах прошлого столетия справиться ослабленной правоохранительной системе с резким обострением проблемы борьбы с преступностью в стране.

Именно с их помощью за короткий срок были решены вопросы обеспечения охраны частных и государственных предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан, поддержания общественного порядка, сохранности имущества, избавления предпринимательства от уголовного крышевания.

Десятки тысяч уволенных в одночасье служащих силовых структур нашли рабочие места в охранных структурах и не пополнили ряды криминала.

Развитие частных охранных предприятий повлекло за собой положительные количественные и качественные изменения на рынке услуг, показали их возможность быть надёжными субъектами обеспечения безопасности в государстве.

Закон «О частной детективной и охранной деятельности» (от 11.03.1992) и последующий пакет нормативных правовых документов, регламентирующий охранную деятельность, за 22 года достойно отработал своё, но на сегодня он требует радикальной переработки, так как страна, экономика, общество, частное предпринимательство далеко шагнули в международную систему отношений, трансформировали свои связи, вошли в рыночные, демократические отношения (об этом было сказано А. Б. Выборновым).

В настоящее время, негосударственные (частные) охранные предприятия, их объединения, службы безопасности продолжают принимать активное участие в охране общественного порядка, стабилизации общества, показывают способность и свою готовность коренным образом улучшить существующую в этой сфере систему.

Система, которая готова работать на определившихся видах экономической деятельности в области безопасности: физической, технической охране, инженерно-технической оснащённости объектов, защите прав собственности, информационном обеспечении, оказании услуг при разрешении коммерческих споров и т. д.

Может быть в этом заключается и беда частной охраны, что она «де-факто» стала непременным атрибутом российской рыночной экономики, свидетельствующим, с одной стороны, об утрате монополии государства в области охранной деятельности, а с другой — о готовности к формированию субъекта принципиально нового направления правоохранительной деятельности в России, способной решать важные задачи по безопасности общества, строить свои отношения на принципах равенства государственных и негосударственных субъектов безопасности.

Комитет ТПП России по безопасности предпринимательской деятельности совместно с экспертами охранного сообщества всё более приходят к выводу, что частная охрана прошла путь индивидуализации охранных предприятий. Она наработала опыт их взаимовыгодных объединений и после принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» уже более 6 лет стоит на пороге статусных и правовых изменений.

Закономерно возникает вопрос: что же является предпосылками и срочными «движителями» таких перемен и необходимых реальных процессов?

Оснований для этого достаточно.

Первое.

Законы, ставившие в основу работы с индивидуальными предпринимателями и частными организациями, постоянное усиление государственного контроля, зарегулировали рыночные отношения. В условиях нахождения России в ВТО, они стали создавать дополнительные ограничения и не способствуют сегодня их развитию. По существу- они выталкивают значительную часть субъектов рынка в «серую зону». При этом теряются темпы развития малого и среднего предпринимательства, а государство теряет налогооблагаемую базу и союзников в обеспечении безопасности.

Второе.

Реформа МВД, как очевидно, находится в стадии успешного завершения и именно сейчас своевременны поиски «инструментария» для совместной работы по развитию охранного сообщества, приданию ему статуса охранной отрасли, наделения его функциями способными разгрузить органы МВД, по комплексу направлений обеспечения безопасности, а не только по сохранности имущества.

Третье.

 Появление новых общественных инициатив для поддержания общественного правопорядка и безопасности граждан, таких как дружинники, казаки, национальные группы по возрождению уважительных обычаев к порядку, на фоне сформировавшейся частной охраны не могут претендовать на лидерство в обеспечении безопасности гражданского общества. 

К тому же они требуют дополнительных финансовых затрат, новых законодательных актов, организационных мер, и при этом не исключают правовые и этнические коллизии.

Четвёртое.

Мы всё более встречаемся с законодательными неувязками с ФГУП «Охрана», инфляционным и другим затратным ростом стоимости охранных услуг Вневедомственной охраны (при значительном объёме их в государственном секторе). Можно полагать, что здесь могут возникнуть проблемы по жизнеспособности этой структуры.

Прослеживается тенденция ухода этих крупных организаций с коммерческих объектов, не только под давлением идеологии ВТО, но и пожеланий самих заказчиков и потребителей охранных услуг.

В условиях очередного «удешевления» рубля для среднего и малого бизнеса оплата услуг ФГУП «Охрана» и полиции становятся непомерно затратными, а потребность в охране остаётся.

Необходима чёткая позиция в определении роли охранных сообществ, их конкретных функций в поддержании общественного порядка, обеспечении сохранности имущества, безопасности бизнеса.

Приведённые примеры затрагивают только внутренние факторы, которые могут показаться не превалирующими, гораздо сложнее могут выглядеть вопросы по переформатированию частной охраны, на фоне возможных международных претензий по обеспечению безопасности иностранного бизнеса, всё более устремляющегося в Россию в рамках ВТО. Он захочет иметь охранные услуги, к каким он привык в своих странах.

Большинство из присутствующих принимали участие в работе Всероссийского совещания Негосударственной сферы безопасности «Стратегия 2020», XI-й и XII-й Всероссийских конференций «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы».

В работе секций участники форумов акцентировали своё внимание на появлении институтов саморегулирования в НСБ и в частности — в охраной отрасли.

В России — это мощное движение в ряде крупных отраслей экономики по существу стало инструментом продуманного регулирования частной деятельности. Оно регламентировано законами, с чётко определённым функционалом и единым набором квалифицирующих требований.

Участие самих производителей товаров, работ и услуг в экономическом регулировании, без затрат для государства, позволило в короткие сроки ввести нормативные механизмы управления и стандартизации с прямым участием самих профессионалов и частных предпринимателей.

Появилась реальная демократическая возможность на добровольном или обязательном членстве объединить себя организационной дисциплиной, профессиональной ответственностью, коллективными гарантиями перед потребителями и организовать внутренний контроль.

Более чем в 30-и отраслях экономики саморегулирование нашло достойное место и поддержку ведомств, отраслей и курирующих государственных органов. Государственная казна увеличила доход.

Государство понимает, что необходимо уходить от зарегулированного наставничества, от всяких дотаций, льгот, содержания многочисленного аппарата контролёров.

Назрела объективная политическая, экономическая, социальная необходимость обеспечения законодательного единства в понимании роли саморегулирования в объединении производителей услуг для задач обеспечения безопасности. Давно уже нужно перевести деятельность разрозненных ЧОП, работающих в угоду местечковых интересов, на реализацию ответственных задач по обеспечению безопасности с учётом государственных интересов.

Почему важен институт саморегулирования в НСБ и в т. ч. в охранной отрасли?

Государство не заинтересованно иметь обезличенный рынок услуг, где его представители не всегда руководствуются интересами отрасли, здоровым развитием рынка, на котором получают свою прибыль.

Последние коррупционные разоблачения свидетельствуют, что отдельные представители далеки от интересов и забот других частных предпринимателей в своей отрасли. Они, к сожалению, успешно подпитывают не честную конкуренцию, теневые контакты с представителями государственных, в т. ч. правоохранительных органов. Подобные злоупотребления компрометируют государственность.

Коллективные профессиональные отношения в структуре саморегулируемых организаций, открытость в системе взаимоотношений их с представителями своей отрасли, органами власти и для общества имеют больше проявлений именно в СРО.

Есть уверенность, что саморегулирование в охранной отрасли получит ожидаемое развитие.

У нарождающегося саморегулирования в охранной отрасли много проблем. Ему предстоит завоевать авторитет и получить широкую поддержку на государственном уровне, необходимо преодолеть разрозненность по территориям, объёмам и специфике работы, предложить перспективы развития на местах, организовать тесное взаимодействие с саморегулируемыми организациями других отраслей, активно участвовать в законотворческой работе по продвижению интересов сообщества на базе саморегулирования.

 

Уважаемые коллеги!

 

Мы должны осознать, что саморегулирование уже давно необходимо в НСБ. Оно нужно, как самим производителям услуг, так и государственным регуляторам.

На сегодняшний день, саморегулирование в НСБ, по своей сути, является единомышленником в вопросах обеспечения безопасности государства и общества, с экономической заинтересованностью ведения такой деятельности всех субъектов имеющейся проблемы.

С помощью саморегулирования, в т. ч. в охранной деятельности, предоставляется возможность объединения прогрессивных предпринимателей и профессионалов, наведения порядка в отрасли, возможность доказать государству свою заинтересованность на долгосрочной основе вести предпринимательское дело.

Большую роль играют разработка и принятие приемлемых стандартов, наличие компенсационных возможностей, призванных убрать безответственность и обеспечить гарантии качества всем субъектам рынка услуг.

Дело за малым — необходима помощь государства, с учётом регулирующего видения и правоохранительных наработок в законодательстве.

Позиция Комитета состоит в том, чтобы используя опыт развития саморегулирования в других отраслях экономики России, саморегулирование в НСБ смогло формировать законодательную базу, которая представляла бы собой целостную, соответствующую в т. ч. международному видению, систему федеральных законов, регламентирующих ключевые аспекты в области содействия государственному обеспечению безопасности.

С учётом позиции решения XII-й Конференции мы готовы принять участие в подготовке проектов предложений для формирования необходимого законодательства, методических основ развития института саморегулирования в охранной отрасли. Разработанная Комитетом «Концепция развития охранной деятельности через механизм саморегулирования» будет значительным подспорьем в такой работе.

СПРАВКА

Оптимизируют ситуацию некоторые тезисы заместителя министра внутренних дел России генерала Веденова Л. В., высказанные на совещании «Стратегия-2020» в феврале 2013 года, что «МВД готово к взаимодействию...» и вопросы, выносимые охранным сообществом обсуждаются в министерстве, с участием экспертов на межведомственном уровне, и они находят понимание и поддержку, что МВД имеет представление, как будет выглядеть охранное сообщество к 2020 году. Законодательные, подзаконные акты, ведомственные документы (т. е. то, чем наделено министерство в рамках своих полномочий) будут готовиться и формироваться исходя из данного представления, соотнося его, с тенденциями текущего момента.

Представляется, что и само охранное сообщество, и частные охранные предприятия к этому времени должны измениться, организовав свою деятельность, проведя техническое перевооружение, повысив качество охранного ресурса в интересах обеспечения безопасности граждан, в т. ч. на охраняемых объектах.

 

Есть необходимость укрупнения частных охранных организаций. Вся европейская экономика и бизнес на сегодняшний день практически взяты под охрану двумя-тремя охранными структурами, которые насчитывают в своём составе по 200, по 300 тысяч работников, имея оборот в несколько миллиардов евро. Укрупнение частных охранных организаций — это необходимый процесс, который сократит к 2020 году численность охранных предприятий на территории Российской Федерации. Скорее всего, их будет насчитываться не 25 тысяч, возможно, это будут сотни, а может быть, десятки охранных объединений или предприятий.

Представляется, что в ближайшее время может состояться выход негосударственных российских структур безопасности на международный рынок. Эта услуга востребована, в первую очередь, российскими бизнесменами, работающими за рубежом.

МВД рассматривает поэтапное смещение акцентов в форме контроля, который реализуется Министерством внутренних дел по отношению к частным охранным организациям в сторону активно проявляющегося саморегулирования. Сохранять контроль за теми сторонами деятельности негосударственных структур безопасности, которые в той или иной мере затрагивают вопросы общественной безопасности, не говоря уже о государственной безопасности, особенно контролю использования оружия, спецсредств, применение силы, участие в общественно значимых и массовых мероприятиях.

По нашему мнению, в настоящее время, это хороший посыл охранному сообществу.