Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Энергетический шантаж

Дата публикации: 14.01.2014

Перепечатка статьи © Марии Пшеломец (польск. Maria Przełomiec) «Energetyczny szantaż» (Энергетический шантаж — польск.), опубликованной в «Polonia Christiana», в русском переводе сайта ИноСМИ. Статья излагает точку зрения об использовании Россией её энергетических ресурсов в качестве инструмента экономического принуждения.


Часть европейских государств до сих пор вспоминает морозный январь 2009 года. Болгары, венгры и румыны пытались тогда хоть как-нибудь согреть свои квартиры, а поляки, австрийцы и турки с беспокойством следили за падающим давлением в газопроводах. Российский газ перестал идти на запад, потому что Москва, не желавшая мириться с «оранжевым» украинским руководством, перекрыла вентили. Кремль обвинил Киев в краже топлива, а замерзающая Европа уговорила украинцев заключить невыгодный для них контракт, последствия которого Украина (платящая одну из самых высоких цен в Европе) переживает до сих пор.

Эта история отлично демонстрирует, каким эффективным политическим инструментом могут быть энергоресурсы для такой страны, как Россия, которая располагает необходимым их количеством и руководствуется имперскими амбициями. Впрочем, российская власть даже не пытается делать вид, что это не так; что она, например, как Норвегия, воспринимает нефть и газ как средство для модернизации и обогащения страны и её граждан. Поэтому в Норвегии ВВП на душу населения составляет 99558 долларов, а в России — всего 14037 долларов. Зато в российской стратегии энергетического развития до 2020 года можно прочесть, что природные ресурсы и топливно-энергетический комплекс, служащие фундаментом экономики, представляют собой важный инструмент внутренней и внешней политики, а также, что позиция РФ на мировых энергетических рынках в значительной степени определяет силу её геополитического воздействия.

Этих тезисов, правда, не оказалось в новой Энергетической стратегии России на период до 2030 года, однако, как кажется, концепция путинской энергетической сверхдержавы, согласно которой энергоресурсы призваны вернуть Москве позицию глобального игрока и прежние сферы влияния (по крайней мере на постсоветском пространстве), пришла в Кремль вместе с его новым-старым хозяином.

Российский энергетический шантаж эффективнее всего работает в отношении тяготеющих к Западу стран СНГ. Однако давление Кремля испытывают и другие соседи России, в частности, страны Балтии или Польша, которые до сих пор находятся в слишком сильной зависимости от российского сырья. Вести с Москвой игру на равных правах может позволить себе только Запад, для которого покупка российского газа — это вариант диверсификации поставок. Это видно по ценам: если Польша в прошлом году платила 526 долларов за тысячу кубометров, а Литва — 530, то немцы — 379 долларов, а Великобритания (для которой газ из России — небольшое дополнение к общему объёму поставок) — 319. Если учесть, что транспортировка сырья в эти страны обходится дороже из-за их отдалённости, всё становится предельно ясно: цены на энергоресурсы определяет политика.

Восточное Партнёрство

Это прекрасно видно на примере отношений Москвы со странами Восточного Партнёрства. Энергоресурсы выступают здесь одним из инструментов, призванных удержать эти государства от сближения с Евросоюзом. Обещания снизить цену на 50% — были одним из аргументов, использовавшихся, чтобы склонить Виктора Януковича прервать переговоры с ЕС (дополнительный бонус: предложение внедрить в торговлю газом между Россией и Украиной посредника — компанию, принадлежащую лицам, которые связаны с «семьёй», как называют бизнес сыновей украинского президента). В такой ситуации выиграл бы не только украинский бюджет, но и олигархический клан Януковичей.

Россия пытается соблазнить Украину разными способами, зная, что время не ждёт. За последний год, когда отношения между Киевом и Москвой испортились, Украине удалось снизить объём импорта дорогого российского газа на 20%. Она, конечно, покупала российское топливо, но дешевле — у немецких компаний. Если к этому добавится модернизация, которая положит конец неэффективному использованию энергоресурсов украинской экономикой (Украина тратит почти в четыре раза больше газа на единицу ВВП, чем в среднем ЕС), то Кремль лишится очень серьёзного инструмента. По мнению некоторых экономистов, Украине хватило бы собственных ресурсов. Тем более что данные американской компании Chevron по поводу украинских месторождений сланцевого газа выглядят многообещающе.

Поэтому Россия спешит не допустить такого развития событий, а одновременно делает всё возможное, чтобы как можно сильнее ослабить позицию Киева в качестве транзитной страны. Этому, в частности, должен служить газопровод «Южный поток», по которому российский газ пойдёт в Южную Европу в обход Украины.

Следующая страна, ставшая мишенью российского энергетического шантажа, — это Молдавия. Пример этого небольшого государства позволяет довольно чётко проследить механизмы действий России.

После того как в 2011 году истёк срок действия молдавско-российского газового контракта, Москва не стала подписывать новые документы, пытаясь таким образом вынудить Кишинёв покинуть Европейский энергетический союз, в который Молдавия вступила годом ранее. Цель этой организации (в которую, кстати, входит также Украина) — повышение энергетической безопасности Европы и поддержка конкуренции в энергетическом секторе. В первую очередь, Москва стремилась, чтобы молдавские власти не ввели у себя так называемый Третий энергетический пакет ЕС, согласно которому добычу, дистрибуцию и продажу газа должны вести независимые друг от друга компании. Для Молдавии это бы означало появление нового оператора газотранспортных сетей и лишение «Газпрома» позиции монополиста.

В борьбе за сохранение своего статуса Кремль прибег ко всем возможным средствам: с одной стороны, грозя прекращением поставок и требуя выплатить так называемый приднестровский долг (четыре миллиарда долларов, «промотанных» властями самопровозглашённой республики с молчаливого попустительства Москвы), а с другой, предлагая долгосрочные контракты и скидку в 30%. Всё это делается для того, чтобы Кишинёв отказался от членства в Европейском энергетическом союзе. Кремлю удалось достичь определённых успехов: Молдавия перенесла дату внедрения Третьего энергетического пакета с 2015 на 2020 год. России этого показалось мало, и она продолжила давление, однако молдавское руководство твёрдо ответило, что оно не намерено менять европейскую интеграцию на дешёвое российское сырьё. Война продолжается, действие предыдущего молдавско-российского газового контракта закончилось в 2013. Одновременно в августе 2013, при поддержке ЕС, было начало строительство газопровода из Румынии. Эта инвестиция должна быть завершена в течение ближайших месяцев, и уже в 2014 году, если, конечно, строители уложатся в сроки, по этому пути пойдёт импорт, который покроет треть молдавских потребностей.

Страны Балтии и Польши

Похожим способом действует Россия и на территории так называемых новых членов ЕС, хотя с ними получается не так легко, как с постсоветскими республиками. Однако и здесь Москва много лет подряд эффективно использовала свою монопольную позицию, одновременно стараясь ослабить транзитную привлекательность этих государств. Именно для этого был построен подводный российско-немецкий газопровод «Северный поток».

Никто уже, наверное, не помнит, что в определённый момент звучала идея проложить вместо него наземный газопровод «Amber» через территорию стран Балтии и Польшу. Такой проект обошёлся бы дешевле, но поскольку он давал козыри транзитным странам, был избран морской путь — дорогой, но напрямую соединяющий Россию с немецкими покупателями. Это был несомненный успех российской дипломатии и поражение новых членов ЕС. Подоплёку успеха следует искать не только в эффективности российской политики. Возможно, если бы заинтересованные государства более энергично и солидарно занимались продвижением проекта «Amber», ситуация в итоге оказалась бы несколько иной.

Пока же Россия обходится с Центральной Европой не лучше, чем с Восточной. Литва платит рекордную цену, потому что настаивает на введении у себя упоминавшегося Третьего энергетического пакета и требует от связанной с «Газпромом» компании «Lietuvos dujos» продать транзитные газопроводы.

«Газпром» не хочет на это соглашаться, а премьер-министр Медведев доказывает, что заключённые ранее договоры имеют преимущественную силу перед европейскими директивами. Поэтому спор продолжается. Надежды вселяет возводимый в Клайпеде терминал по приёму сжиженного природного газа. Он должен появиться в 2014 году и наконец пошатнуть российскую газовую монополию в странах Балтии. Польше должен помочь газовый терминал, строящийся в Свиноуйсьце (другое дело, что по заключённому в 2010 году договору Варшава обязалась до 2022 года покупать у России установленный объём газа — 10,24 миллиарда кубометров в год, и в отличие от западных стран нам не удаётся добиться снижения невероятно высокой цены).

Рынки меняются, но Москва не отказывается от борьбы за свою позицию. Сохранению сырьевого господства в регионе Центральной и Южной Европы служит очередной проект «Газпрома» — «Южный поток». Эта инвестиция конкурирует с европейскими планами поставок газа из бассейна Каспийского моря в Европу в обход России. Пока Европа много лет ведёт об этом разговоры, россияне приступили к действиям. Уже подписаны соответствующие договоры с Австрией, Болгарией, Хорватией, Сербией, Словенией и Венгрией, а в ноябре в Болгарии было начато строительство первого отрезка. Когда проект будет завершён, Россия получит позицию единственного поставщика энергоносителей в страны Юго-Восточной Европы, а заодно уменьшит объём транзита через Украину, ослабляя этим Киев.

Немного оптимизма

Однако Россия может проиграть. Причина одна: революция, которую произвёл в последние годы на энергетическом рынке сланцевый газ. Произошедшее в результате падение цен на сжиженный газ привело к тому, что стало выгоднее строить терминалы для его транспортировки и покупать сырьё по спотовым ценам, то есть не заключать долгосрочные контракты. Государства, которые раньше было очень легко уговорить подписать многолетние договоры, теперь стараются избежать этого любой ценой, так что ситуация складывается не в пользу поставщика. Появилась также тема европейских месторождений сланцевого газа. Россия, несомненно, постарается не допустить их разработки. Большие суммы будут наверняка направлены на поддержку протестов экологов или антисланцевого европейского лобби. Первые такие шаги мы, впрочем, видим уже сейчас.

Губительными для российской энергетической политики могут оказаться и действия Еврокомиссии, направленные на либерализацию европейского газового рынка. Благодаря этому из долгосрочных контрактов удаётся убрать пункт о запрете на реэкспорт газа, обеспечивать свободный доступ к транспортной инфраструктуре третьим сторонам и вводить на правовом уровне разделение между производством, продажей и транспортировкой. Важно, что новое законодательство распространяется не только на компании, зарегистрированные в ЕС, но и на предприятия из третьих стран, которые работают на европейском рынке, то есть российские.

Это ещё не всё. Больше года назад Еврокомиссия начала расследование в отношении «Газпрома» по поводу использования им монопольных практик на территории ЕС. В итоге российскому концерну грозит штраф в 15 миллиардов долларов. Европейские энергетические директивы могут угрожать также «Южному потоку». В начале декабря 2013 года Брюссель заявил, что договоры по строительству газопровода, заключённые Россией с Австрией, Болгарией, Хорватией, Грецией, Словенией, Венгрией и Сербией не соответствуют международному законодательству. Европейская Комиссия потребовала пересмотреть документы и привести их в соответствие с европейскими нормами.

Действия Брюсселя, скорее всего, не остановят строительства газопровода, но могут осложнить и затормозить реализацию проекта, а также сделать более проблематичным его финансирование (сложнее будет получить кредиты на инвестиции).

Российский сырьевой монополист начинает постепенно сдавать, однако пока он не будет окончательно сломлен, энергоресурсы останутся эффективным инструментом политики Кремля. Так будет до тех пор, пока руководство отдельных стран — не только Армении или Украины, но и Польши будут с этим мириться.