Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Развитие ситуации вокруг украинского долга перед Россией

Дата публикации: 13.12.2015

Как известно, всю вторую половину 2015 года продолжается конфликтная ситуация вокруг долга Украины перед Россией, которая является достаточно сложной и запутанной. Более того, попытки России выступить с какими-то компромиссными предложениями так и не нашли официального отклика не у самой Украины, не США или МВФ, которым предлагалось выступить поручителями по льготной реструктуризации данного кредита. В итоге, к декабрю ситуация практически зашла в тупик, а её развитие пошло не по компромиссному, а по конфликтному сценарию.


В целом, выделялось четыре основных сценария развития событий вокруг украинского долга:

  1. Украина и Россия договариваются о реструктуризации.
  2. Украина получает от МВФ экстренный транш помощи в размере 3 миллиардов, который автоматически уходит на погашение долга.
  3. МВФ переквалифицирует украинский долг перед Россией из суверенного в коммерческий, что позволит без изменения правил продолжать финансовую поддержку даже в случае дефолта 20 декабря.
  4. МВФ изменяет свои внутренние правила в отношении финансовой помощи странам, объявившим дефолт по суверенному долгу.

Соответственно первый и второй сценарий являются компромиссными, а третий и четвёртый — конфликтными. За две недели до дедлайна по украинским обязательствам стало ясно, что Украина и МВФ решили пойти по конфликтному варианту, причём, перед этим не предприняв никаких попыток переговоров по компромиссным.

8 декабря 2015 года совет директоров Международного валютного фонда утвердил реформу, позволяющую кредитовать допустившие дефолт страны, то есть в итоге было принято решение идти по четвёртому сценарию. При этом, МВФ отрицают политизированность данной реформы и именно в этот момент.

Ранее правила МВФ в принципе запрещали фонду оказывать финансовую помощь государствам, допустившим дефолт по суверенным долгам, то есть долгам перед другими государствами. Теперь же, согласно новым правилам, это становится возможно, если государство-должник осуществляет так называемое добросовестное ведение переговоров с кредиторами, что включает:

  • Обязательство вступить в содержательный диалог с кредитором в попытке достичь договорённости.
  • Обязательство своевременно предоставлять кредитору относящуюся к делу информацию о финансовой ситуации и потребностях должника.

С другой стороны, реформа МВФ вводит новое понятие «несговорчивый кредитор»:

Несговорчивый кредитор
Кредитор, к которому безуспешно обращались с просьбой провести реструктуризацию.

Соответственно если государство-должник осуществляет добросовестное ведение переговоров, а государство-кредитор является «несговорчивым», то финансовая помощь такому государству, допустившему дефолт по суверенным долгам, будет по-прежнему предоставляться. Правда предполагается, что если несговорчивых кредиторов по конкретному долгу будет большинство, МВФ, как правило, не станет предоставлять финансовую поддержку заёмщику.

Вероятнее всего, план Украины и МВФ, явно находящегося на стороне Украины, заключается в том, чтобы признать Украину добросовестным должником, а Россию несговорчивым кредитором. При этом, очевидно, что ситуация даже в рамках новых правил отнюдь неоднозначна, так как Украина со своей стороны не выходила на Россию с официальными предложениями, в том время как Россия наоборот делала предложения по льготной реструктуризации. То есть существуют основания признать Украину стороной, не ведшей добросовестных переговоров.

Тем не менее, очевидно, что целью России является не блокирование финансовой помощи Украине, а всего лишь получение своих денег, так как в противном случае РФ могла бы уже весной 2015 года выдвинуть требования по досрочному погашению украинского долга. Пока лишь известно, что РФ намерена инициировать заседание совета директоров Международного валютного фонда для официального подтверждения статуса долга Украины перед Россией. Вероятнее всего, это делается для закрытия возможности развития третьего из вышеприведённых сценариев. Ну а обращение в суд, в связи с отказом Украины погасить долг в начале 20-х чисел декабря ожидается в январе 2016 года.