Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 2

Дата публикации: 13.10.2014

Второй выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. В государственную думу был внесён законопроект об ограничении доли импортных продуктов до 50%, то есть планируется установить обязательную долю присутствия товаров отечественного производства в ассортименте торговых сетей на уровне 50% и более по каждому виду таких товаров. В целом, ясно, ради чего и с какой мыслью это затевается, тем не менее, сама форма исполнения достаточно топорна и безграмотна. Фактически отечественный производитель не способен обеспечить 50-процентное наполнение всех товарных категорий, да и не по всем таким категориям это требуется. Протекционистская политика должна быть более тонкой и фокусной, а обеспечение продовольственной безопасности следует осуществлять по стратегически важным товарным категориям, которых, во-первых, существенно меньше, а во-вторых, по которым доля импорта в 50% слишком велика.
  2. В России принят новый порядок взимания налогов с недвижимости, согласно нему взимание будет осуществляться исходя из её кадастровой стоимости. Со всем этим связана масса различных проблем даже чисто организационного характера. Во многом и из-за неотработанной процедуры оценки недвижимости переход на новую схему налогообложения будет осуществляться постепенно до 1 января 2020 года. В целом, налоговая нагрузка на населения в результате этой реформы возрастёт, что в текущих условиях падающих реальных располагаемых доходов вряд ли можно назвать правильным шагом с точки зрения обеспечения экономической безопасности домохозяйств. Пожалуй, в российской экономике остаётся ещё достаточно вариантов для повышения доходов бюджета, так что использование для этого налогов на население представляется поведением слона в посудной лавке.
  3. С 2016 года Банк России будет перечислять в федеральный бюджет не 50%, а 75% своей прибыли, то есть под соответствующую поправку в ФЗ «О Центральном Банке» подпадает прибыль ЦБ уже за 2015 год. Для справки, в 2013 году прибыль ЦБ РФ составила 129 миллиардов рублей, а в 2012 — 247 миллиардов рублей, но в тот год это было обусловлено в том числе и продажей 7,5% акций Сбербанка. Так что Банк России тоже попал под раздачу правительства, которое пытается выжать дополнительные бюджетные доходы из всех областей национальной экономики.
  4. Министерство финансов РФ выступает за пересмотр объёма средств, направляемых на новую государственную программу вооружений, чтобы он, как буквально выразился Антон Силуанов, «был более реалистичным». Действительно, объёмы финансирования ранее планировались несколько в иных экономических условиях, когда конъюнктура и прогнозы были более оптимистичными, тем не менее, надо отметить, что возможно ужатие этой статьи расходов как раз и не самый лучший путь вывода экономики из падения. Дело в том, что государственный заказ в рамках оборонно-промышленного комплекса мог бы выступить как раз одним из драйверов роста экономики, вытянув за собой другие стагнирующие отрасли. Остаётся надеется, что экономический блок правительства подойдёт к рассмотрению этого вопроса достаточно широко, а не просто будет по-бухгалтерски резать расходы.
  5. В Бюджетный кодекс РФ неожиданно были внесены поправки, разрешающие использовать дополнительные доходы от продажи нефти для покрытия расходов бюджета. Ранее, про это хоть и шли разговоры, но очень многие члены правительство всячески пытались уйти от этого решения, то повышением налогов, то перераспределением средств пенсионного фонда. Тем не менее, бюджетное правило, также прозванное его ярыми противниками «удавкой Кудрина», хоть и не отменено, но всё же потенциально ослаблено (подробнее см. «Начало ослабления бюджетного правила»).
  6. Помимо Резервного фонда, в ближайшее время планируется пощупать и Фонд национального благосостояния, по крайней мере, об этом сказал глава Минэкономразвития — Алексей Улюкаев. Объём средств ФНБ, который может быть израсходован в обозримом будущем, может дойти до 850 миллиардов рублей. Тратить эти средства планируется на различные инфраструктурные проекты, так что правительство явно пытается использовать государственные расходы в качестве механизма поддержки экономического роста, только вот инициатива по сворачиванию многих военных расходов с этим не очень вяжется, так что в экономическом блоке явно присутствует определённый раздрай и шатание.
  7. Отток капитала из российской экономики продолжает бить рекорды, но, главным образом, за счёт колоссального скачка в первом квартале, а в целом наблюдается тренд на замедление этого процесса, потому что количество спекулятивных денег, которые можно легко гонять туда-обратно, в любой экономике всё-таки ограничено. Беглый анализ статистики показывает, что основным фактором, влияющим на увеличение оттока, является падение рубля, так что с остановкой этого процесса ситуация должна более-менее нормализоваться (подробнее см. «Чистый отток капитала из России за январь-сентябрь 2014 года»).