Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Рейтинг самых дорогих банковских брендов на российском рынке

Дата публикации: 13.05.2014

Компанией «Brand Finance» совместно с брендинговым агентством «BrandLab» и порталом «Банки.ру» был составлен рейтинг самых дорогих банковских брендов на российском рынке. По большому счёту, результаты вполне предсказуемы и соответствуют принципу «чем крупнее, тем дороже».


Десятка лидеров выглядит следующим образом:

  1. Сбербанк 10950 млн долл.
  2. ВТБ 3264 млн долл.
  3. Газпромбанк 1047 млн долл.
  4. Банк Москвы 1016 млн долл.
  5. Русский Стандарт 427 млн долл.
  6. Росбанк 398 млн долл.
  7. Альфа-Банк 319 млн долл.
  8. Россельхозбанк 283 млн долл.
  9. НОМОС-Банк 277 млн долл.
  10. Промсвязьбанк 276 млн долл.

Полностью рейтинг охватывает 50 банков (XLSX-файл, 13,7 килобайт).

Методология оценки строится на том допущении, что чем успешнее бизнес, тем выше вероятность, что и бренд у него будет сильный. В связи с этим, при составлении рейтинга «Brand Finance» были отобраны и оценены 200 российских банков с самой большой капитализацией. Из получившихся значений было выбрано 50 кредитных организаций, ранжированных по стоимости их брендов.

Использовался доходный подход по методу освобождения от роялти. Данный подход основан на предположении, что в случае, когда компания не владеет какими-либо торговыми марками, она должна будет получить лицензию на них у другого владельца торговых марок. Владение, следовательно, освобождает компанию от лицензионной платы (роялти) за пользование чужими торговыми марками.

Оценка по методу освобождения от роялти включает пять этапов:

  1. Определение прогнозируемых доходов брендированного бизнеса. Здесь учитывается динамика изменений прошлых периодов, оценки роста объёма рынка, показатели конкурентов, предположения сторонних аналитиков и прогнозы самой компании.
  2. Установление диапазона ставок роялти. Здесь проводится анализ аналогичных лицензионных договоров, предельных значений и факторов стоимости бренда.
  3. Оценка силы бренда. Здесь используется специальный индекс силы бренда (ИСБ), разработанный «Brand Finance».
  4. Оценка ставки дисконта для расчёта чистой приведённой стоимости будущих доходов от бренда с учётом временной стоимости денег и связанных с этим рисков.
  5. Расчёт непосредственно стоимости бренда. Фактически ЧПС от роялти после удержания налогов с компании и является стоимостью бренда.