Рейтинг самых дорогих банковских брендов на российском рынке
Дата публикации: 13.05.2014
Компанией «Brand Finance» совместно с брендинговым агентством «BrandLab» и порталом «Банки.ру» был составлен рейтинг самых дорогих банковских брендов на российском рынке. По большому счёту, результаты вполне предсказуемы и соответствуют принципу «чем крупнее, тем дороже».
Десятка лидеров выглядит следующим образом:
- Сбербанк 10950 млн долл.
- ВТБ 3264 млн долл.
- Газпромбанк 1047 млн долл.
- Банк Москвы 1016 млн долл.
- Русский Стандарт 427 млн долл.
- Росбанк 398 млн долл.
- Альфа-Банк 319 млн долл.
- Россельхозбанк 283 млн долл.
- НОМОС-Банк 277 млн долл.
- Промсвязьбанк 276 млн долл.
Полностью рейтинг охватывает 50 банков (XLSX-файл, 13,7 килобайт).
Методология оценки строится на том допущении, что чем успешнее бизнес, тем выше вероятность, что и бренд у него будет сильный. В связи с этим, при составлении рейтинга «Brand Finance» были отобраны и оценены 200 российских банков с самой большой капитализацией. Из получившихся значений было выбрано 50 кредитных организаций, ранжированных по стоимости их брендов.
Использовался доходный подход по методу освобождения от роялти. Данный подход основан на предположении, что в случае, когда компания не владеет какими-либо торговыми марками, она должна будет получить лицензию на них у другого владельца торговых марок. Владение, следовательно, освобождает компанию от лицензионной платы (роялти) за пользование чужими торговыми марками.
Оценка по методу освобождения от роялти включает пять этапов:
- Определение прогнозируемых доходов брендированного бизнеса. Здесь учитывается динамика изменений прошлых периодов, оценки роста объёма рынка, показатели конкурентов, предположения сторонних аналитиков и прогнозы самой компании.
- Установление диапазона ставок роялти. Здесь проводится анализ аналогичных лицензионных договоров, предельных значений и факторов стоимости бренда.
- Оценка силы бренда. Здесь используется специальный индекс силы бренда (ИСБ), разработанный «Brand Finance».
- Оценка ставки дисконта для расчёта чистой приведённой стоимости будущих доходов от бренда с учётом временной стоимости денег и связанных с этим рисков.
- Расчёт непосредственно стоимости бренда. Фактически ЧПС от роялти после удержания налогов с компании и является стоимостью бренда.