Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Максимальный размер оплаты наличными средствами: ЦБ VS Минфин

Дата публикации: 11.10.2013

Уже достаточно продолжительное время Министерство финансов РФ поднимает вопрос о введении потолка суммы для наличных расчётов. Теперь же данную инициативу поддержал и Банк России. Однако складывается впечатление, что Минфин и ЦБ преследуют в данном случае несколько отличающиеся цели.


Рассмотрим одну деталь обоих предложений, которая, на первый взгляд, многим может не броситься в глаза.

Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина:

Это очень важное направление по снижению денежных расчётов наличными, потому что часто эти расчёты связаны с сомнительными операциями и т. д. То предложение, которое сделал Минфин по ограничению в 600 тыс. рублей, мы в принципе поддерживаем. На наш взгляд, можно в законопроекте прописать, что это полномочия ЦБ, а потом эту сумму будем снижать.

Министр финансов РФ Антон Силуанов:

Мы хотели в законе прописать 600 тыс., а через пару лет, может, 300 тыс. рублей.

То есть ЦБ и Минфин по-разному представляют себе механизм регулирования этого самого потолка наличных расчётов. ЦБ хочет получить право его устанавливать по собственному желанию, а Минфин хочет прописать конкретную сумму в законе, а не просто возможность её установления каким-то неподконтрольным органом.

Из этого можно сделать вывод, что Министерство финансов рассматривает эту меру просто как конкретный шаг, способствующий перетягиванию денежных расчётов в более легко контролируемую безналичную форму, а вот ЦБ, вероятно, как инструмент более широкого воздействия на монетарную сферу.

По сути, легко регулируемый и быстро изменяемый лимит наличных расчётов может стать ещё одним инструментом денежно-кредитной политики, потому что до определённой степени позволит оказывать косвенное воздействие на денежную массу (агрегат M2). Желание ЦБ заполучить в свои руки ещё один инструмент косвенного регулирования вполне понятно, но вряд ли лимит, скачущий в след за колебаниями конъюнктуры, может иметь какое-то серьёзное отношение к борьбе с теневой экономикой.

Таким образом, в контексте разговора о лимите на наличные расчёты как об инструменте борьбы с теневой экономикой, позиция Министерства финансов заслуживает больше доверия.

Напомним, что законопроект об установлении максимального размера оплаты наличными денежными средствами с 1 января 2014 года в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной думе. Речь в нём идёт о лимите в 600 тыс. рублей.

(Использованы материалы Финмаркет.)