Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Источники доходов «Исламского государства»

Дата публикации: 09.08.2015

В конце 2014 года израильским Forbes был составлен рейтинг самых богатых террористических организаций мира, в котором первое место с громадным отрывом заняло «Исламское государство», чей годовой доход был оценён в 2 миллиарда долларов. В обзорной статье в «Газете РБК» также приводится оценка на уровне 2 миллиардов. Тем не менее, существуют и другие версии. В частности, эксперты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. The Financial Action Task Force, FATF) оценивают доходы ИГИЛ в два раза меньше. Кроме того, поскольку экономическое благополучие «Исламского государства» в значительной степени обуславливается контролем за нефтяными месторождениями, то из-за его утраты доходы в отдельные моменты могут падать ещё ниже.


Специалисты FATF также приводят основные источники доходов ИГИЛ и некоторые данные по статьям «бюджетных расходов», поэтому данное исследование, вместе с наибольшей авторитетностью экспертов, представляется наиболее заслуживающим доверия.

Годовой доход «Исламского государства» FATF оценивают более чем в 1 миллиард долларов, но всё же не в 2, как другие специалисты. Основными источниками дохода в 2014 году стали продажа нефти и захват банковских вкладов.

Эксперты FATF отмечают, что ИГИЛ представляет собой качественно новый тип террористической организации, для которого вопрос финансирования выходит на первый план и определяет масштаб активности. Они называют данную террористическую организацию «квазигосударством», которому требуются немалые средства на организационные нужды и инфраструктуру. Играет роль и то, что боевики-исламисты фактически представляют собой «контрактную армию» на 30 тыс. человек, из которых 19 тыс. — иностранные наёмники (на декабрь 2014 года). По данным FATF, ежемесячный «оклад» боевика варьируется от 50 до 1500 долларов, в среднем 350-500 долларов, а в масштабах всей организации, то есть как бы фонд заработной платы, это 10 миллионов.

В целом, выделяются следующие основные статьи дохода (в примерном порядке снижения прибыльности):

  1. Выручка от оккупации территорий — это достаточно широкий набор источников, основным из которых является продажа нефти и нефтепродуктов, добываемых на контролируемых территориях. Доход из этого источника оценивается около 1-2 млн долл. в день, или 350-700 млн долл. в год.
  2. Банки — это не только прямое разграбление наличных депозитов, но и обложение вкладчиков «данью». В целом, по данным Минфина США, за вторую половину 2014 года «Исламское государство» захватило контроль примерно над 500 млн долл., и это только счета в отделениях государственных банков Ирака в городах, попавших под контроль ИГИЛ.
  3. Использование промышленных мощностей на захваченных территориях. FATF. оценивают потенциальный доход от промышленного выпуска предприятий, попавших под контроль ИГИЛ, от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов в год.
  4. Разграбление памятников старины, включая налог на контрабанду артефактов и ценностей. По оценкам National Geographic, за 2014 год на этом «бизнесе» в Сирии «Исламское государство» заработало несколько десятков миллионов долларов. В целом же на территории под контролем ИГИЛ находится 4,5 тыс. археологических площадок, некоторые из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  5. Выкупы за похищенных людей. По данным Минфина США, данный источник приносит ИГИЛ от 20 до 45 млн долл. в год.
  6. Внешние источники финансирования. Например, одним из таких источников являются личные средства иностранных наёмников. Минимальные суммы на руках у боевиков (в среднем несколько тысяч долларов) и дальнейшая материальная поддержка со стороны родственников за рубежом позволяют ИГИЛ экономить на «зарплатном фонде». Эти личные средства боевиков складываются из нескольких источников:
    • Остатки от пособий по безработице
    • Деньги от продажи наркотиков
    • Выданные потребительские кредиты суммой до 10 тыс. долл.
    • Лимиты овердрафта предварительно открытых счетов
    • Уже готовое снаряжение, сберегающее средство на оснащение боевика на месте
    • Пожертвование единомышленников. Например, в 2014 году один из высокопоставленных представителей ИГИЛ получил перевод в размере 2 млн долл. с территории одной из монархий Персидского залива. Кроме того, «Исламское государство» также проводит своеобразные «краудфандинговые» кампании
  7. Использование сельскохозяйственных ресурсов. ИГИЛ контролирует 40% всех пшеничных полей Ирака и несколько важных комплексов зернохранилищ. Однако оценок дохода ИГИЛ по этой отрасли нет.

В итоге, эксперты FATF отмечают, что модель финансирования «Исламского государства» является достаточно диверсифицированной в сравнении с прочими террористическими группами. Поэтому борьба с потоком средств тоже должна быть комплексной. В первую очередь это отслеживание транзакций, адресные финансовые санкции, наблюдение за чёрным рынком нефти и пресечение спонсирования террористов рядовыми гражданами через социальные сети.

Самым же главным источником дохода «Исламского государства» остаётся всё-таки продажа нефти. ИГИЛ продаёт нефть по демпинговым ценам около 20-35 долл. за барр. Это считается одним из факторов, влияющих на падение мировых цен на нефть, так как из-за деятельности «Исламского государства» на рынок поступает существенный объём крайне дешёвого ресурса.

Таким образом, в глобальном масштабе именно нефтяные территории являются «ахиллесовой пятой» ИГИЛ в отношении финансового обеспечения. В частности, согласно специальному докладу BND (Федеральной разведывательной службы ФРГ), после нескольких военных неудач впервой половине 2015 года, «Исламское государство» оказалось в крайне тяжёлом финансовом положении, утратив контроль за рядом нефтяных месторождений.