Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Разработка новой Стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Дата публикации: 08.12.2015

Как известно, в настоящий момент идёт активная работа по обновлению Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и уже известны некоторые тезисы её новой редакции. В частности, отдельные положения имеют прямое отношение и к вопросам экономической безопасности. Тем не менее, в начале декабря 2015 года в Совете Безопасности РФ состоялись два заседания, на которых были рассмотрены концептуальные подходы к разработке Стратегии экономической безопасности, что свидетельствует о возврате к идеи отдельного доктринального документа в экономической сфере. Как сообщается, решение о разработке новой Стратегии экономической безопасности России было принято на заседании Совета Безопасности РФ в июле 2015 года. Вероятнее всего, имеется ввиду расширенное заседание Совбеза, состоявшееся 3 июля, на котором Владимир Путин как раз и сформулировал ряд задач по обновлению Стратегии национальной безопасности, но, как теперь стало известно, многие вещи было решено вынести в отдельный документ.


Прежде всего, следует отметить, что в России уже существует подобный документ — Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, принятый в 1996 году и до сих пор не отменённый. Причём, хотя в данном документе речь шла о принятии его сроком на 3-5 лет, в значительной степени содержательно он сохранил актуальность до сегодняшнего дня. То есть говоря о некой Стратегии экономической безопасности, следует понимать, что речь в действительности не идёт о введении принципиально нового доктринального документа.

1 декабря 2015 года состоялось заседание секции научного совета при Совете Безопасности РФ, на котором были обсуждены концептуальные подходы к разработке Стратегии экономической безопасности Российской Федерации. По мнению членов научного совета СБ РФ, необходимость обновления концептуальных подходов обуславливается усилением нестабильности развития мировой экономики и резким обострением глобальной конкуренции, которые приводят к появлению новых вызовов и угроз национальной безопасности и устойчивому развитию России.

Бросается в глаза тезис, согласно которому, «экономика и экономические интересы государства, общества, граждан становятся главной мишенью в сфере глобальной конкуренции». Фактически здесь речь в очередной раз идёт о понимании экономической безопасности через триаду «государство, общество, личность», что является спорной концепцией и даже уже исключено из нового Федерального закона № 390-ФЗ «О безопасности». То есть настораживает использование старых концепций, которые заимствованы из теории полиции и слабо применимы в экономической сфере. Подробнее о спорности такого подхода можно прочитать в научной статье «Множественный характер субъектов национальной экономической безопасности».

Также в отчёте заседания секции научного совета СБ РФ отмечено, что «широкий набор экономических ограничений всё шире используется иностранными государствами для достижения геополитических и внутриполитических целей», так что, судя по всему, основным мотивом для разработки новой версии Стратегии экономической безопасности является необходимость учесть в доктринальных документах угрозы мер экономического принуждения. Это, действительно, вполне оправдано, так как в текущих редакциях аналогичных документов вопросу экономических санкций и способам противостояния им внимание практически не уделено. В связи с этим, принято решение сформулировать развёрнутую характеристику угроз и вызовов национальным интересам России в области экономики на современном этапе и в ближайшей перспективе, куда, вероятнее всего, и войдут угрозы национальному суверенитету через экономическое принуждение. В целом, это полностью соответствует выступлению Владимира Путина на расширенном заседании Совета Безопасности РФ 3 июля, так что всё свидетельствует именно о 3 июля, как о дате принятия решения по разработки Стратегии экономической безопасности.

Ответственным за проект Стратегии экономической безопасности является Министерство экономического развития России, однако в ходе работы привлекаются эксперты не только из состава Минэкономразвития, хотя состав экспертной группы не раскрывается, поэтому оценить реальную широту охвата представляется невозможным.

4 декабря 2015 года, состоялось заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сферах, на котором как раз был рассмотрен проект Стратегии экономической безопасности. На этом заседании были рассмотрены дополнительные меры по обеспечению структурной перестройки экономики как одного из основных направлений государственной политики в сфере экономической безопасности РФ. То есть речь о том, что экономическая безопасность теперь понимается не как просто характеристика системы, но и как цель, к которой следует стремиться при осуществлении экономических реформ, что для доктринальных документов вообще-то является до определённой степени новым подходом.

В частности, известно два основных направления реформ, в рамках которых Межведомственная комиссия СБ РФ по безопасности в экономической и социальной сфере оперировала категорией экономической безопасности:

  1. Корректировка бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политики государства с учётом задач по структурной перестройке экономики;
  2. Меры по улучшению инвестиционного климата и системы подготовки кадров для отраслей экономики, обеспечивающих устойчивый долгосрочный рост.

По итогам заседания, «органам государственной власти и представителям экспертного сообщества предложено продолжить работу по реструктуризации экономики в целях реализации стратегического национального приоритета «Экономический рост»«. Таким образом, можно констатировать, что именно экономический рост теперь стал основной целью обеспечения защищённости в экономической сфере в рамках новой Стратегии экономической безопасности.