Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 10

Дата публикации: 08.12.2014

Десятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Госдеп пригрозил России санкциями за сделки с Ираном. Поскольку в последнее время риторика США в отношении Ирана кардинально поменялась от обсуждений возможной военной операции к переговорам, то вряд ли можно говорить о том, что США выступают просто против нарушения режима санкций. Скорей всего, опасение Соединённых Штатов вызывает установление слишком тесных партнёрских отношений между РФ и Ираном.
  2. Россия объявила о закрытии проекта «Южный поток», объявив о намеренье построить альтернативный газопровод в Турцию. Не смотря на всю вакханалию ангажированных аналитиков, которые стали наперебой утверждать, что это поражение РФ и лично В. В. Путина, а также признание Россией своего поражения, пока всё выглядит как раз наоборот. Судя по всему, ЕС и не предполагали, что игры в препятствования постройки данного газопровода могут привести к столь печальным для них событиям. Впрочем, следствия могут оказаться печальными и для РФ, но пока позиция России выглядит более предпочтительной (подробнее см. «Смена стратегии России на европейском газовом рынке»).
  3. Страны-члены Евразийского экономического союза, в который на текущий момент входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, намерены отказаться от взаимных расчётов в долларах США и евро. В замен, согласно проекту концепции развития платёжных систем на территории ЕАЭС, к 2025-2030 годам должен произойти переход на взаиморасчёты в национальных валютах. Тем не менее, объёмы взаимных торговых оборотов представляются всё же недостаточными для того, чтобы взаиморасчёты реально осуществлялись во всех национальных валютах. К тому же однозначно экспортно-импортные потоки будут неравны. Поэтому более реалистичным представляется то, что для взаиморасчётов будет выбрана (официально или неофициально) какая-то одна валюта и, скорей всего, основным претендентом является российский рубль, либо же реализуется проект единой валюты, то есть уже ранее всплывавшего в разных прожектах условного алтына.
  4. 1 декабря ЦБ достал уже было «зачехлённый клинок интервенций» и осуществил вмешательство в формирование курса рубля. Объяснено это было спустя несколько дней тем, что курс рубля «существенно отклонился от фундаментально обоснованных значений». Стоит ли понимать, что между 10 ноября, когда и был официально объявлен отказ от валютного коридора, и 1 декабря данный курс вписывался в интервал «фундаментально обоснованных значений», так и осталось непонятным. Однако факт остаётся фактом, рынок ещё не успел соскучиться по валютным интервенциям, а Банк России уже вернулся.
  5. На минувшей неделе также всех удивило Министерство экономического развития РФ, опубликовавшее нетипичный для себя макропрогноз на 2015 год, который практически по всем ключевым показателям ушёл в область отрицательных значений. Фактически Минэкономразвития официально признало ожидание рецессии уже в начале 2015 года. Правда другие представители экономического блока правительства постарались смягчить впечатления, заявив, что МЭР поторопился, да и это всего лишь прогноз, но факт остаётся фактом, даже такие большие оптимисты как Минэкономразвития начинают нервничать (подробнее см. «Неожиданно пессимистичный прогноз Минэкономразвития на 2015 год»).
  6. Пожалуй самые страшные новости с точки зрения национальной экономической безопасности пришли из Украины, где в рамках нового состава правительства ключевые экономические направления были отданы иностранным специалистам. К сожалению, приходится констатировать, что Украина полностью утратила суверенитет своей экономической политики и, судя по всему, де-факто её национальная экономика перешла под внешнее управление (подробнее см. «Утрата Украиной политэкономического суверенитета»).