Легализация налоговой оптимизации через фискальный рескрипт
Дата публикации: 08.04.2014
По некоторым данным, на сегодняшний день насчитывается более 200 способов уклонения от налогов, и порядка 10 триллионов рублей каждый год проходит через офшоры. При этом, в российском налоговом законодательстве прямо не установлены критерии правомерности той или иной деятельности по минимизации налогов. Вместе с этим, принципиальная позиция Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ заключается в недопущении уклонения от уплаты налогов или минимизации законно возложенного налогового бремени, поэтому применяется довольно условная категория «необоснованная налоговая выгода», трактовать которую можно довольно широко. Тем не менее, в мировой практике существует инструмент, который позволяет снизить риски неожиданного обвинения в незаконной налоговой оптимизации, и, по всей видимости, он приходит и в Россию.
Речь идёт о такой процедуре, как фискальный рескрипт, которая уже широко распространена в зарубежных странах. Суть её сводится к тому, что налогоплательщик разрабатывает собственную налоговую политику на финансовый год, а потом согласовывает и регистрирует её в фискальных органах.
- Фискальный рескрипт —
- процедура получения налогоплательщиком письменного заключения фискальных органов об отсутствии в планируемых сделках признаков злоупотребления правом в виде незаконной налоговой оптимизации.
Вместе с введением фискального рескрипта, планируется внести изменения в уголовный кодекс, расширяющие перечень уголовно наказуемых способов уклонения от налогов. В том числе, туда должна быть включена и необоснованная налоговая выгода, так что применять новую процедуру придётся хотя бы потому, что риски могут увеличиться даже без изменения налоговой политики предприятия.
(Использованы материалы Журнала «Экономическая Безопасность».)