Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Численность среднего класса в России по версии ИС РАН

Дата публикации: 08.03.2016

Согласно исследованию Института социологии (ИС) РАН, на конец 2015 года к среднему классу в России относились 44% граждан. Принадлежность же к данному слою населения определялась такими критериями, как наличие минимум среднего специального образования, не физический характер труда, доход на уровне средних значений для места проживания и самоидентификация.


Структурно в среднем классе специалисты ИС РАН выделяют две группы:

  • Ядро (18% населения): имеющие высшее образование и навыки работы на компьютере руководители, предприниматели и специалисты.
  • Периферия (26% населения): самозанятые россияне, рядовые служащие и работники торговли со средним специальным образованием, а также люди с нетипичным сочетанием профессиональной позиции и образования (например, руководители со средним образованием или рядовые служащие с высшим) или квалификации (как дипломированные руководители и специалисты без навыков работы на компьютере) и неработающие.

Примечательно, что на среднем классе, согласно данным ИС РАН, кризис сказался незначительно. В частности, количество лиц, относящихся к среднему классу, не изменилось, а среди его представителей лишь 23% сказали, что ощутили на себе негативные процессы в экономике, тогда как среди слоёв населения, стоящих ниже по экономическому благополучию, этот показатель равен 40%. Кроме того, лишь 2% представителей среднего класса лишились работы, а 75% из них уже успели найти новую.

Таким образом, средний класс в России, согласно исследованию ИС РАН, является довольно благополучным слоем населения. Однако число тех, кто не смог добиться никаких значимых изменений в жизни, за 2003-2015 годы выросло в 1,86 раза (в 1,06 раза — для остальных россиян), поэтому перспективы роста среднего класса не столь радужны.

Кроме того, следует отметить, что само по себе определение среднего класса является довольно спорным. В зависимости от используемой методики результаты подобного исследования могут очень сильно изменяться. Представляется, что методика ИС РАН носит довольно оптимистичный характер, тогда как по многим другим результаты были бы не столь обнадёживающи.

(Использованы материалы Lenta.ru.)