Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 62

Дата публикации: 07.12.2015

Шестьдесят второй выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. До дедлайна по украинскому долгу перед Россией осталось около двух недель, однако, по словам замглавы Минфина РФ Сергея Сторчака, Украина до сих пор не присылала никаких предложений по реструктуризации долга. Тем не менее, заметно, что накал популистских и провокационных заявлений украинских политиков по этой теме практически сошёл на нет за последнюю неделю. Возможно это свидетельствует о том, что стратегия нахрапа со стороны Украины оказалась неэффективной. Более того, ранее заявленный Яценюком крайний срок 29 ноября, когда Россия, по его словам, ещё могла рассчитывать на реструктуризацию на общих условиях, вообще никем не вспоминался и прошёл незаметно.
  2. Ситуация для Украины дополнительно осложняется тем, что финансовой помощи со стороны МВФ теперь угрожает не только возможный дефолт по долгу перед Россией, но и недостаточное соблюдение условий МВФ самой Украиной. В Международном валютном фонде в последнее время высказывают недовольство недостаточностью ряда реформ, говоря, что это может привести к прекращению кредитования.
  3. Что же касается российского предложения по льготной реструктуризации украинского долга (подробнее см. «Предложение России по реструктуризации украинского долга и связанные с ним сложности»), то, судя по всему, этот план вряд ли будет реализован, потому что на минувшей неделе США официально отказались предоставить России гарантии по украинским долговым обязательствам. Ну а поскольку предоставление поручительства МВФ или США было обязательным условием российского предложения, есть основания считать, что и этот вариант разрешения конфликта не получит продолжения. В общем пока всё идёт к дефолту Украины 22 декабря и последующему разбирательству в суде, если только какое-то решение внезапно не будет выработано в последний момент.
  4. Продолжается и экономическое противостояние России и Турции. В частности, в ответ на принятые Россией специальные экономические меры (подробнее см. «Практическая реализация специальных экономических мер России в отношении Турции») премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что поручил своему кабинету найти альтернативные решения в ответ на запрет экспорта овощей и фруктов в Россию. Что именно под этим подразумевается пока непонятно: либо какое-то ответное агрессивное действие, либо какой-то юридический трюк, позволяющий обойти российский запрет, например, реэкспорт через третьи страны.
  5. Здесь же следует отметить, что на ушедшей неделе Россия заявила о возможности запрета поставок овощей и фруктов, идущих через Белоруссию, за подделку фитосанитарных сертификатов. Возможно это как раз ответ на попытки нелегального реэкспорта, в том числе и из Турции. Судя по всему, в отношении Турции реализация санкций предполагается намного более жёсткой, чем в отношении Евросоюза. С другой стороны, заявлено, что Россия усилит контроль за продукцией из ЕС, поступающей в страну через Белоруссию и Казахстан. Для этого на границах введут специальные мобильные группы, которые смогут проводить дополнительные проверки продукции. Так что возможно, что усиление контроля связано не только с Турцией, но и с общим желанием сделать санкции более эффективными, в том числе и в отношении ЕС.
  6. С другой стороны, на прошлой неделе также стало известно, что турецкие власти начали препятствовать проходу военных транспортов российского ВМФ, следующих Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы с задачами переброски личного состава, военной техники и боеприпасов в Сирию. То есть возможно премьер-министр Турции имел ввиду и подобные меры.
  7. Также в контексте противостояния России и Турции активно на ушедшей недели обсуждалось то, что Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. Тем не менее, пока это всего лишь декларация о намереньях, так что говорить о какой-то реальной угрозе транзитному статусу России рано. Если это и можно воспринимать как элемент противостояния, то пока всего лишь в политической сфере, то есть на уровне обмена завуалированными угрозами.
  8. А вот Соединённые Штаты явно заявили о том, что они рассматривают возможность введения новых экономических санкций в отношении России из-за якобы допущенных Москвой нарушений договора РСМД. Тем не менее, представляется более правдоподобным то, что в реальности санкции связаны не с договором РСМД. Скорей всего, он здесь используется лишь как предлог усиления ранее принятых санкций. Поскольку никаких явных предлогов, связанных с Украиной и Донбассом, сейчас нет, приходится изобретать другие предлоги.
  9. Забавная ситуация сложилась вокруг проекта газопровода «Турецкий поток», который, согласно заявлению главы Минэнерго РФ Александра Новака, был приостановлен. Дело в том, что турецкая сторона поспешила заявить, что приостановка проекта была именно их инициативой, а не частью специальных экономических мер РФ. Представляется, что PR-сторона этого вопроса для турецкого правительства сейчас более важна, чем фактическая.
  10. Газопроводы вообще остаются болезненной темой в аспекте европейской политики. В частности, девять стран Европейского союза потребовали внести вопрос о реализации газопроводного проекта «Северный поток-2» в повестку дня саммита ЕС, который состоится в декабре 2015 года. В число подписантов письма в основном входят восточноевропейские страны, в частности Польша и Словакия. Они не хотят, чтобы все нитки газопроводов из России сходились в Германию (подробнее см. «Реальные источники подрыва энергетической безопасности Восточной Европы»).
  11. Параллельно с этим, Турция и Азербайджан договорились об ускорении строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP), чтобы запустить его раньше 2018 года. Проект предполагает запуск системы газопроводов от азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии.
  12. Тем временем, продолжается энергетическая блокада Крыма, хотя официальное украинское правительство постоянно заверяет, что электроснабжение будет восстановлено в ближайшее время. Но вот координатор блокады Крыма Ленур Ислямов наоборот заявил, что активисты вслед за продовольственной и энергетической изоляцией полуострова намерены заблокировать Керченский пролив. Как именно они намерены это сделать, не очень понятно. Чисто технически это представляется практически невозможным. Тут речь может быть либо о простых популистских угрозах, либо о вооружённой провокации, но не о какой-то блокаде в прямом смысле этого слова.
  13. Сложная ситуация складывается вокруг нефтяных рынков. На прошлой неделе министр нефти Ирана Бижан Зангане заявил, что мировой уровень добычи нефти должен сократиться на 1,5-2 миллиона баррелей в день, чтобы сбалансировать рынок. Фактически именно 1,5 миллиона баррелей в день — это тот объём, на который страны ОПЕК превышают свою установленную квоту.
  14. 4 декабря как раз проходило очередное заседание ОПЕК, на котором ожидалось принятие мер по сокращению выпуска или хотя бы по возвращению в установленные квотами границы в 30 миллионов баррелей в сутки. Однако в итоге решения о сокращении принято не было, да и вообще вопрос объёмов добычи как-то не поднимался, по крайней мере, в публичной части. Существует мнение, что в ОПЕК фактически договорились просто повысить квоты на 1,5 миллион баррелей, чтобы легализовать превышение лимита. Так или иначе, рынки на отсутствие действий по сокращению добычи отреагировали очередным падением нефтяных цен, что сразу же сказалось на курсе российского рубля.
  15. Перед заседанием ОПЕК появилась информация, что Саудовская Аравия фактически была готова сократить нефтедобычу при условии, что такие же обязательства возьмут на себя как члены картеля, так и те страны, которые в него не входят, в том числе и Россия. Возможно странам просто не удалось договориться, чем и объясняется столь неясная и туманная информация о принятых решениях, так как никаких решений принять просто не получилось, хотя и было желание это сделать.
  16. Проблема заключается в том, что некоторые страны, в том числе Россия, по технологическим причинам не могут быстро сокращать и восстанавливать объёмы добычи нефти. Более того, за 11 месяцев 2015 года Россия, несмотря на падающую конъюнктуру, увеличила добычу нефти на 1,4% — до 448,267 миллионов тонн.
  17. В общем в обозримом будущем стабилизации нефтяных цен не предвидится, а значит для российской экономики возрастают угрозы финансовой безопасности в контексте достаточности бюджетных доходов. Плюс всем экономическим агентам, связанным с российской экономикой, имеет смысл готовиться к волатильности курса рубля.
  18. Также напоследок стоит отметить знаковое событие, так как на ушедшей неделе МВФ включил юань в корзину ключевых международных резервных валют. Это можно считать политической победой КНР, потому что в действительности юань мало соответствует по ряду критериев статусу мировой валюты, в частности, неявляясь свободно конвертируемым и имея не плавающий валютный курс. Тем не менее, данное решение последовало после встречи руководителей Китая и США, тогда как США имеет сильный вес в МВФ. Возможно принятие МВФ в состав специальных прав заимствования является частью какой-то более крупной договорённости. Для России здесь больший интерес представляет то, означает ли это, что теперь МВФ пойдёт и на пересмотр квот стран в совете фонда, которого уже давно добиваются развивающиеся страны.