Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Заключение соглашения о Транстихоокеанском торговом партнёрстве и его значение для международной экономической безопасности

Дата публикации: 06.10.2015

5 октября 2015 года было объявлено о заключении соглашения о Транстихоокеанском торговом партнёрстве, причём, Президент США Барак Обама, говоря об этом, заявил, что правила мировой торговли будут писать Соединённые Штаты, а не Китай. Одновременно с Обамой о достижении всеобъемлющей договорённости о Транстихоокеанском партнёрстве заявил и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Однако весь этот проект в определённом смысле противопоставляется уже сложившимся международным торговым связям, поэтому имеет дисбалансирующий потенциал.


Говоря о формулировании правил соглашения, Обама сказал следующее:

«Мы должны писать эти правила, открывая новые рынки для американской продукции и устанавливая высокие стандарты для защиты работников и сохранения окружающей среды.»

Это сильно напоминает пассаж из Стратегии национальной безопасности США в редакции 2015 года (PDF-файл, 390 килобайт), где провозглашаются схожие цели:

«Соединённые Штаты имеют одну из самых открытых экономик в мире. Наши тарифы низкие, и мы не используем дискриминационные меры регулирования в отношении иностранных товаров. В то же время, по всему миру это не так, поэтому наша торговая повестка дня ориентирована на снижение пошлин на американские продукты, ломая барьеры на пути наших товаров и услуг, и установлению более высоких стандартов, чтобы уровнять условия для американских рабочих и фирм.»

Фактически США реализовывают план глобальной конкуренции с Китаем. В 2014 году объём внешней торговли Китая составил 4,3 триллиона долларов, а США — только 4,03 триллиона, то есть Транстихоокеанское торговое партнёрство вполне осознано не кооперируется с крупнейшим мировым экспортёром, наоборот пытаясь создать ему сильный противовес.

Изначально идея создания Транстихоокеанского торгового партнёрства была предложена Сингапуром, Чили и Новой Зеландией в 2003 году. В современном виде данная интеграционная группировка предполагает создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, охватывающей 12 стран: США, Канаду, Мексику, Перу, Чили, Малайзию, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Японию, Австралию и Новую Зеландию. На эту группу стран приходится около 40% мирового ВВП и треть мировой торговли.

Транстихоокеанское торговое партнёрство вполне открыто называется США «новым стандартом». Об этом прямо заявил Барак Обама в своём выступлении на 70-й Генеральной Ассамблее ООН:

«Мы можем содействовать росту с помощью торговли по новым стандартам. Это и есть то, чем мы занимаемся через Транстихоокеанское партнёрство — торговое соглашение, охватывающее почти 40% мировой экономики; соглашение, которое откроет рынки, защитив права рабочих и окружающую среду, что сделает развитие устойчивым.»

В свою очередь, Владимир Путин, выступая на этой же площадке, подверг критики попытки одностороннего пересмотра правил международной торговли:

«Отмечу ещё один симптом растущего экономического эгоизма. Ряд стран пошли по пути закрытых эксклюзивных экономических объединений, причём переговоры об их создании идут кулуарно, втайне и от собственных граждан, от собственных деловых кругов, общественности, и от других стран. Другие государства, чьи интересы могут быть затронуты, также ни о чём не информируются. Вероятно, всех нас хотят поставить перед фактом, что правила игры переписаны, и переписаны опять в угоду узкого круга избранных, причём без участия ВТО. Это чревато полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства.

Обозначенные проблемы затрагивают интересы всех государств, влияют на перспективы всей мировой экономики, поэтому предлагаем обсудить их в формате ООН, ВТО и «Группы двадцати». В противоположность политике эксклюзивности Россия предлагает гармонизацию региональных экономических проектов, так называемую интеграцию интеграций, основанную на универсальных прозрачных принципах международной торговли. В качестве примера приведу наши планы по сопряжению Евразийского экономического союза с китайской инициативой по созданию «Экономического пояса Шёлкового пути». И по-прежнему большие перспективы видим в гармонизации интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и Евросоюза.»

Скорей всего, данное заявление Путина в большей степени относится даже не к Транстихоокеанскому торговому партнёрству, а к пока ещё открыто не объявленному Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнёрству, которое представляет собой планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и США. Соответствующие переговоры ещё более закрыты, а утечки проектов некоторых документов дают понимание того, что эта интеграционная группировка также создаётся в духе учёта интересов лишь отдельных крупных экономик и в ряде аспектов вступает в противоречия с некоторыми нормами ВТО.

Таким образом, в международной торговли США активно продвигают новые интеграционные группировки, постепенно отходя от общей системы ВТО и пытаясь создать конкурентный противовес набирающим силу развивающимся экономикам. Очевидно, что это является глобальным риском дистабилизации международной экономической безопасности и потенциально может привести к обострению торговых противоречий.

Примечательно, что ряд экспертов отрицают существование данной тенденции. Например, 29 сентября в выпуске «Россия в глобальном мире» передаче «Выбор ясен» на радио «Эхо Москвы» Игорь Алексеевич Николаев, доктор экономических наук, профессор, директор Института стратегического анализа компании ФБК, дал следующий комментарий в отношении вышеприведённой части выступления Владимира Путина:

«М. Королёва

…тут как раз буквально накануне вашего прихода подоспела в Генассамблею ООН речь Владимира Владимировича Путина, который едва ли не половину своей речи посвятил экономике неожиданно.

Ну, вот, например, говорил про раздробление единой экономической системы. С такой обидой, в общем, говорил. Говорил, что пространство, общее пространство экономического сотрудничества сейчас как-то раздроблено и что нужно призвать ООН и ВТО, и группу 20-ти для решения вот этой проблемы раздробленности единой экономической системы. Это что, правда, так?

И. Николаев

Я не наблюдаю этого раздробления. Я думаю, что имеются в виду, всё-таки, санкции, экономические санкции.

М. Королёва

Нет, санкции — это там отдельно. Просто, вот, речь шла о том, что существуют некие… Вот, даже я смотрю тут разъяснения Дмитрия Пескова слов Владимира Путина, некие эксклюзивные экономические объединения, которые как-то там действуют кулуарно. «Структуры по экономической интеграции, — разъясняет Песков, — которые обсуждаются в том числе между европейскими государствами, североамериканскими государствами. Всем хорошо известно, что сейчас по нескольким направлениям идут переговоры, и это какие-то закрытые экономические объединения, о которых сейчас широко не объявляется, а потом вдруг…» «Вдруг нас поставят перед фактом, что правила игры переписаны», — это уже Владимир Путин говорил. Вот, что это такое-то?

И. Николаев

Ну, там несколько стран не могут собраться и переписать правила игры. Если это имеются в виду правила ВТО, то это не несколько стран собрались и о чём-то там договорились. Но опять же скажу, я такого раздробления не наблюдаю, что какой-то вот этот вот сепаратизм наблюдается, да?

Если бы было такое раздробление (ещё один довод помимо такого, субъективного, что я это просто не наблюдаю), давайте посмотрим на то, что происходит вообще с динамикой мировой экономики. Ведь, если бы раздроблялась, то, наверное, это негативные последствия какие-то имело. Нет, мировая экономика показывает рост. Значит что, раздробление на пользу, что ли?»

И так далее в этом же ключе несколько минут абсолютно некомпетентных рассуждений на тему того, что господин Николаев не понимает, о чём же говорил Путин и что он имел ввиду. Апофеозом является прямой ответ на прямой вопрос:

«М. Королёва

…Я, всё-таки, хочу вернуться снова к этому вопросу и спросить вас, а как вам кажется, это вообще, действительно, реально, что Евросоюз, США, действительно, не информируя там Россию, ещё какие-то другие страны (Китай, может быть, тоже), и не информируя ВТО и без участия ООН, просто принимают некие другие правила игры в сфере мировой торговли?

И. Николаев

Нет, это нереально. Это нереально. Они имеют, конечно. Но это, всё-таки, ВТО — это организация, которая объединяет в данном случае и США, и европейские страны, и Китай, и Россию. И вот так вот, чтобы…

М. Королёва

То есть мимо нас не пройдёт?

И. Николаев

Нет. Нет. Мимо нас не пройдёт. А потом как мимо нас? Как мимо того же Китая, да? Китай — это, в общем, крупнейшая экономика, которая сохраняет высокие темпы экономического роста, несмотря на все проблемы, для которой основные экономические партнёры гораздо более значимы (для того же Китая) даже по удельному весу, да? Это Европейский союз, это США. Ну, там есть свои сложности: мы помним все эти претензии американцев к юаню, что искусственно там его держат таким. Но невозможно решать, не информируя, не договариваясь, вопросы сложные. Поэтому, нет, по-моему, в общем, всё несколько не так.»

Полностью эту часть «экспертного» выступления И. А. Николаева, доктора экономических наук, профессора, директора Института стратегического анализа компании ФБК, можно услышать в записи эфира примерно с 26 минут 30 секунд по 34 минут 50 секунд:

То есть в экспертном сообществе имеется ряд людей, либо сильно ангажированных, либо откровенно некомпетентных, которые в принципе не признают существование тенденции усиления «экономического эгоизма», как её назвал В. Путин. При этом, реальная практика показывает, что во-первых, соответствующие кулуарные переговоры в общем-то даже не сильно скрываются, а во-вторых, уже объявленные соглашения, типа того же Транстихоокеанского торгового партнёрства, как раз вполне спокойно игнорируют и крупнейшую экономику в лице Китая, и правила ВТО.

Более того, то самое соглашение о Транстихоокеанском торговом партнёрстве нигде не было ранее опубликовано. Барак Обама только сейчас заявил, что текст соглашения будет вынесен на публичное обсуждение:

«Американский народ получит несколько месяцев на то, чтобы прочесть каждое слово, прежде чем я подпишу его.»

Таким образом, заключение соглашения о Транстихоокеанском торговом партнёрстве является лишь первой ласточкой попыток глобальной перестройки всей системы международной торговли, которые можно ожидать в ближайшие годы. Состав прорабатываемых интеграционных группировок даёт чёткое понимание деления мира на два противоборствующих лагеря: развитых стран во главе с США и развивающихся стран во главе с Китаем. Учитывая характер отношений и статус РФ, очевидно, что Россия будет относиться к лагерю развивающихся стран.