Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Риски предложения Минфина обязать негосударственные пенсионные фонды вкладываться в инфраструктурные проекты

Дата публикации: 06.05.2015

В конце апреля 2015 года, Министерство финансов Российской Федерации выступило с инициативой обязать негосударственные пенсионные фонды покупать ценные бумаги, выпущенные для финансирования инфраструктурных проектов. Суть предложения сводится к установлению минимальной доли инфраструктурных облигаций, которую НПФ будут обязаны поддерживать в своих портфелях. Как сообщается, это предложение было подготовлено по поручению президента Владимира Путина, которое тот дал правительству и Банку России после совещания 1 апреля. Минфин и ЦБ должны разработать механизмы направления средств НПФ на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов.


Кроме того, Минфин предлагает отменить некоторые ограничения для НПФ, как это ранее было сделано для ВЭБа, который управляет пенсионными накоплениями граждан, не изъявивших желание перейти в какой-то из НПФов. Так, в настоящий момент ВЭБ может вложить любой объём пенсионных накоплений в облигации российских эмитентов, если те имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже суверенного рейтинга страны. Он также может полностью выкупать выпуски облигаций эмитентов с высоким рейтингом и даже весь объём их облигаций, находящийся в обращении.

Благодаря отсутствию ограничений, ВЭБ в 2014 году вложил около 400 миллиардов рублей пенсионных накоплений в облигации компаний, которые финансируют инфраструктурные проекты:

  • ОАО «РЖД» — 213,5 млрд руб.
  • ФСК ЕЭС — 126,2 млрд руб.
  • «Газпром» — 30 млрд руб.

Сейчас НПФ могут вкладывать не более 80% пенсионных накоплений в облигации. Минфин же фактически предлагает снять все ограничения по инвестированию в инфраструктурные бумаги, но при этом данные бумаги должны быть высококачественными, и доходность по ним должна быть не ниже уровня инфляции плюс 1%. Если же бумаги, выпущенные для финансирования долгосрочных проектов, будут обеспечивать доходность ниже инфляции, то потребуется дополнительное субсидирование процентной ставки за счёт других источников. Именно в этом и кроется основная проблема инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты, так как срок их окупаемости, как правило, достаточно велик, а рентабельность зачастую даже отрицательная.

Формально предложение Минфина кажется здравым, однако следует понимать экономический смысл инфраструктурных проектов, который, по большому счёту, заключается не в возврате вложенных средств, а в создании мультипликационного эффекта. С бухгалтерской точки зрения инфраструктурные инвестиции могут быть и убыточными, важен именно тот стимулирующий эффект, который оказывает развитие инфраструктуры на общую экономическую активность.

Если рассчитывать на бухгалтерскую возвращаемость инфраструктурных инвестиций, то велик риск либо не получить ожидаемой прибыли, так как проект в строгом смысле может быть нерентабельным, либо получить гонку только за рентабельными инвестициями в инфраструктуру, а значит многие инфраструктурные проекты окажутся недофинансированы.

Пенсионные накопления — это активы, которые требуют высокой стабильности, относительно быстрой оборачиваемости и чёткой прогнозируемости финансовых результатов. Инфраструктурные же инвестиции по сути своей содержат риски в отношении всех этих требований: они крайне долгосрочны и зачастую с бухгалтерской точки зрения всё равно убыточны.

Именно поэтому идея такого сильного перекоса пенсионных накоплений в сторону инфраструктурных инвестиций представляется крайне неудачной в контексте экономической безопасности. Да, на краткосрочном и возможно среднесрочном интервале это вполне может дать прирост средств в инфраструктурные проекты, но на долгосрочном интервале могут возникнуть очень серьёзные проблемы с наполнением пенсионных фондов, что повлечёт за собой национальную экономическую катастрофу.

(Использованы материалы РБК.)