Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Аспекты экономической безопасности в послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2015 году

Дата публикации: 04.12.2015

3 декабря 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. Произнесённая речь уже многократно была прокомментирована и разобрана на цитаты по различным темам. Тем не менее, нами будет предпринят ещё один тезисный разбор данного послания, но уже с позиций национальной экономической безопасности, так как анализа подобного рода никем сделано не было.


В своём послании Владимир Путин затронул сразу несколько аспектов, имеющих отношение к экономической безопасности. Однако ожидаемо в первую очередь был освящён вопрос конфликта с Турцией, в рамках чего президент ещё раз сформулировал ряд экономических претензий к этому государству, согласно которым, оно занимается финансированием терроризма:

«Каждое цивилизованное государство сейчас обязано внести вклад в разгром террористов, подтвердить свою солидарность — и не декларациями, а конкретными действиями.

Это значит — никакого убежища бандитам. Никаких двойных стандартов. Никаких контактов с любыми террористическими организациями. Никаких попыток использовать их в своих целях. Никакого преступного, кровавого бизнеса с террористами.

Мы знаем, например, кто в Турции набивает свой карман и даёт заработать террористам на продаже награбленной в Сирии нефти. Именно на эти деньги бандиты вербуют наёмников, закупают оружие, организуют бесчеловечные теракты, направленные против наших граждан, против граждан Франции, Ливана, Мали, других государств. Мы помним и то, что именно в Турции укрывались и получали моральную, материальную поддержку боевики, которые орудовали на Северном Кавказе в 90-х и в 2000-х годах. И сейчас ещё их там замечаем.»

Здесь же было отмечено, что Россия до конфликта была готова на стратегическое сотрудничество с Турцией:

«Я вообще, уважаемые коллеги, не понимаю, зачем они это сделали. Любые вопросы, любые проблемы, любые противоречия, которых мы даже и не видели, можно было решить совершенно другим способом. Более того, мы были готовы сотрудничать с Турцией по самым чувствительным для неё вопросам и готовы были пойти так далеко, как их союзники не желали делать. Только, наверное, Аллах знает, зачем они это сделали. И, видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив её разума и рассудка.»

Вероятнее всего, речь идёт о проекте газопровода «Турецкий поток», а также возможно о неких предложениях сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, тогда как в Европейский союз Турцию не берут очень давно.

Однако Путин вполне явно заявил, что в настоящий момент вопрос возможного партнёрства с Турцией больше не рассматривается, а введённые экономические санкции вполне возможно будут расширены:

«В основе наших действий прежде всего будет ответственность перед своей страной, перед своим народом. Мы не собираемся и не будем бряцать оружием. Но если кто‑то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами или какими‑то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются. Мы ещё не раз напомним о том, что они сделали. И они ещё не раз пожалеют о содеянном. Мы знаем при этом, что надо делать.»

Следующий аспект экономической безопасности, который был затронут в президентском послании, относился уже к внутренним проблемам, а именно к проблеме коррупции:

«Уважаемые коллеги! Полагаю, что необходимое внимание в программах кандидатов в депутаты будет уделено и вопросам противодействия коррупции. Они, эти вопросы, действительно волнуют общество. Коррупция – препятствие для развития России.

Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе зарубежных.

Теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадёт в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. И конечно, гражданского общества.»

То есть было явно сказано, что в руководящих верхах принято решение об ужесточении антикоррупционного контроля, что можно считать некоторым предупреждением всем российским чиновникам.

С другой стороны, в отношении частных экономических агентов наоборот была провозглашена цель декриминализации ряда уголовных статей:

«Прошу Государственную Думу поддержать предложения Верховного Суда России о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.»

Однако есть основания считать, что здесь речь идёт, в первую очередь, о различных правонарушениях неэкономического характера, так как за последнее время в отношении «экономических статей» наоборот активно стали обсуждаться инициативы возврата их в сферу уголовного законодательства.

Следующим аспектом стали последствия экономического кризиса:

«В прошлом году мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами. Упали цены на нефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен и доступ российских финансовых учреждений, компаний на мировые финансовые рынки.

Знаю, что многим сейчас непросто. Сложности в экономике сказываются на доходах и в целом на уровне жизни наших людей. И хорошо понимаю, что люди задаются вопросами: когда мы преодолеем трудности и что для этого будем делать?

Ситуация действительно сложная, но – говорил уже об этом, хочу повторить – не критичная. Уже сегодня мы видим позитивные тенденции. Промышленное производство и курс национальной валюты в целом стабилизировались, наметилось снижение инфляции, по сравнению с 2014 годом мы фиксируем существенное сокращение оттока капитала.»

Это очень важный момент послания, так как он демонстрирует недостаточность понимания структуры национальной экономической безопасности. Как видно из приведённой выше цитаты, президент сначала говорит о снижении уровня жизни граждан, но потом, в качестве восстановительной тенденции, приводит уже рост макроэкономических, производственных и финансовых показателей, но не социально-экономических. То есть он в достаточной степени не разделяет угрозы по разным сферам экономики, считая, что снижение экономической безопасности домохозяйств компенсируется восстановлением экономической безопасности государства и фирм.

После этого, президент снова возвращается к внешним проблемам, а именно к конкуренции национальных экономик на глобальном уровне, где России нельзя отставать:

«За текущими проблемами нельзя упускать основные тенденции глобального развития. Стремительно меняются контуры мировой экономики, формируются новые торговые блоки, происходят радикальные изменения в сфере технологий.

Именно сейчас определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперёд, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров.

Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть.»

Последний тезис фактически является декларацией необходимости обеспечения комплексной экономической безопасности, то есть по всем ключевым направлениям. К сожалению, как было показано выше, президент осознаёт далеко не все ключевые направления обеспечения национальной экономической безопасности, в частности, упуская из внимания социально-экономическую сферу как отдельный важный блок.

Дальше Владимиром Путиным были названы ключевые направления, на которых и следует сосредоточить усилия:

«Первое. Конкурентное производство до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи в сфере безопасности и социальном развитии, создать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизни миллионов наших людей…

Второе. Нужно учитывать, что ряд отраслей сейчас оказался в зоне риска. Это в первую очередь строительство, автомобилестроение, лёгкая промышленность, железнодорожное машиностроение. Для них Правительство должно предложить специальные программы поддержки. Финансовые ресурсы для этого предусмотрены.

Третье. Необходимо поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти наконец к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда её получают те, кто в ней действительно нуждается. В частности, надо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов…

Четвёртое. Нужно добиться сбалансированности бюджета. Это, конечно, не самоцель, а важнейшее условие макроэкономической устойчивости и финансовой независимости страны. Напомню, по итогам исполнения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превышать трёх процентов, даже если наши доходы окажутся ниже ожидаемых. Обращаю на это ваше внимание, уважаемые коллеги, депутаты Госдумы и члены Федерального Собрания, в целом Совета Федерации. Это важный вопрос. Я только что сказал, что финансовая устойчивость и независимость страны абсолютно связаны между собой. Пожалуйста, исходите из этих ключевых, базовых соображений.

Пятое. Нам нужно и дальше укреплять доверие между властью и бизнесом, улучшать деловой климат в стране.»

То есть фактически в явном виде Путин выделил пять основных векторов развития:

  1. Диверсификация экономики;
  2. Поддержка национальной промышленности;
  3. Поддержка социально незащищённых слоёв общества;
  4. Обеспечение финансовой безопасности государства через сбалансированность доходов и расходов бюджета;
  5. Создание благоприятного делового климата.

Можно отметить, что второе и в значительной степени четвёртое направления являются ситуативными, то есть обусловленными не стратегическими целями, а тактическими задачами, которые возникли в результате кризиса 2014-2015 годов. Третье же направление является недостаточно развитым направлением обеспечения экономической безопасности населения страны, то есть признаётся лишь необходимость поддержки самой бедной части населения. К тому же это является правильной целью, но без формулирования конкретных задач для её достижения, что видно по отсутствию чёткого понимания социально-экономического блока национальной экономической безопасности.

Пятое направление, связанное с созданием благоприятного делового климата было раскрыто более подробно:

«Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом. Именно вот этим – свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства – мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать…

Опросы показывают, что предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Все поручения на этот счёт давно и не единожды даны. Уж сколько мы говорим на этот счёт, всё сокращаем и сокращаем эти полномочия. Где‑то сокращаем, они где‑то опять вырастают. Целая армия контролёров по‑прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Это не значит, что контролировать не нужно. Конечно, надо контролировать. Но я прошу Правительственную комиссию по административной реформе совместно с деловыми объединениями представить до 1 июля 2016 года конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов…

В прошлом году было объявлено об амнистии капиталов, возвращающихся в Россию. Между тем бизнес пока не спешит воспользоваться этой возможностью, а значит, предложенная процедура сложна, гарантий недостаточно. Я слежу и за дискуссиями, которые идут сейчас в обществе по этому поводу. Говорят, то, что мы сделали, и те решения, которые приняли, немножко получше, чем аналогичные решения прошлых лет, но этого точно недостаточно и сегодня. Прошу Правительство провести консультации, дополнительные консультации с деловым сообществом, с Верховным Судом, с правоохранительными органами и в короткие сроки внести соответствующие коррективы, а саму амнистию предлагаю продлить ещё на полгода.»

То есть улучшать деловой климат предполагается по трём направлениям:

  1. Создавать возможности для предпринимательской деятельности;
  2. Снижать административный контроль, усложняющий ведение бизнеса;
  3. Продолжать программу деофшоризации для возврата капитала в страну.

Отдельное внимание было уделено импортозамещению, которое было преподнесено как одна из дополнительных возможностей для российских предпринимателей:

«Финансовую поддержку проектам импортозамещения уже оказывает Фонд развития промышленности. Его программы востребованы предпринимателями. Предлагаю в следующем году провести докапитализацию Фонда ещё на 20 миллиардов рублей.

Также мы гарантируем стабильные налоговые и другие базовые условия для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в проекты импортозамещения. Это предусмотрено таким механизмом, как специальный инвестиционный контракт. Предлагаю в рамках таких контрактов предоставить право регионам снижать до нуля ставку налога на прибыль. Некоторые руководители прямо просят об этом, чтобы инвесторы могли покрыть свои капитальные затраты на создание новых производств.»

Для стимулирования диверсификации экономики было выдвинуто интересное предложение по стимулированию органов власти:

«…предлагаю сделать рост объёмов несырьевого экспорта одним из ключевых показателей деятельности отраслевых ведомств, да и Правительства в целом.»

Было сделано предложение и по повышению научно-технологической безопасности путём развития и приобретения новейших технологий:

«Считаю также правильным реализовать инициативу делового сообщества и создать агентство по технологическому развитию, которое будет оказывать предприятиям помощь в приобретении отечественных и зарубежных патентов и лицензий инжиниринговых услуг. Выход на внешние рынки, экспансия российской продукции должны стать естественной стратегией развития национального бизнеса, всей российской экономики. И конечно, нужно ломать стереотипы, верить в собственные возможности. Если идти вперёд, то и результат будет обязательно.»

Крайне важное заявление было сделано в отношении продовольственной безопасности, для обеспечения которой был установлен вполне чёткий ориентир:

«Считаю, что нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учётом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растёт.»

Особо следует отметить, что была провозглашена идея стимулирования экономики за счёт использования инвестиционного потенциала населения:

«Для обновления экономики нам следует активнее использовать инвестиционный потенциал внутренних сбережений. Я прошу ЦБ и Правительство представить предложения по развитию рынка корпоративных облигаций, о чём мы тоже уже неоднократно говорили. Необходимо упростить процедуру их выпуска и приобретения. А чтобы инвесторам, гражданам было выгодно вкладывать средства в развитие отечественного реального сектора, предлагаю освободить от налогообложения купонный доход на эти облигации, в том числе от налога на доходы физических лиц.»

Соответствующие инициативы предлагались уже некоторое время назад, в частности, индивидуальные инвестиционные счета, но возможно теперь работа по этому направлению будет ускорена. Тем не менее, увеличение инвестиционных вложений со стороны населения автоматически увеличит и риски, которые население будет на себя брать. Подобные меры в ситуации нестабильной экономики представляются достаточно спорными, так что нуждаются в дополнительной проработки именно в отношении снижения инвестиционных рисков населения.

Вместе с этим, был высказан и призыв к иностранным инвесторам:

«Мы заинтересованы в широком деловом сотрудничестве с зарубежными партнёрами, приветствуем инвесторов, которые нацелены на долгосрочную работу на российском рынке, даже несмотря на текущие, не всегда простые обстоятельства. Высоко ценим их благожелательное отношение к нашей стране, к тем преимуществам, которые они видят здесь для развития своего дела. Чтобы открыть дополнительные возможности для наращивания экономических связей с Россией, наша страна участвует в интеграционных процессах.»

То есть не стоит говорить, что происходит смена фокуса с иностранных на внутренние инвестиции. Во-первых, отказываться от внешнего капитала нецелесообразно, а во-вторых, внутренний инвестиционный потенциал представляется всё-таки абсолютно несопоставимым со внешним.

Путин упомянул и ряд интеграционных процессов, которые он на своём выступлении в ООН назвал «интеграцией интеграций»:

«Мы уже вышли на качественно новый уровень взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, создано единое пространство со свободным движением капиталов, товаров, рабочей силы. Достигнута принципиальная договорённость о сопряжении евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономического пояса Шёлкового пути». Создана зона свободной торговли с Вьетнамом. В следующем году в Сочи проведём саммит Россия–АСЕАН и, уверен, сможем выработать совместную взаимовыгодную повестку сотрудничества.

Предлагаю вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнёрства. Вместе наши государства составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности. Такое партнёрство на первоначальном этапе могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов. Естественно, что это партнёрство должно строиться на принципах равноправия и учёта взаимных интересов.»

Отметим, что в вышеприведённой цитате бросается в глаза термин «технологическое поколение». Возможно, что это отсылка к концепции технологических укладов Сергея Глазьева, который, как известно, является советником Владимира Путина, так что вполне мог не раз излагать эту теорию перед президентом. Если это так, то можно констатировать, что Сергей Глазьев обладает определённым влиянием на экономические воззрения Владимира Путина.

В явной форме были названы стратегические цели в отношении развития транспортного значения России:

«Мы продолжим модернизацию транспортной инфраструктуры. Будем развивать мощные логистические центры, такие как Азово-Черноморский, Мурманский транспортные узлы, современные порты на Балтике, на Дальнем Востоке, укреплять систему межрегиональных авиаперевозок, в том числе в северных и арктических территориях. На одном из предстоящих заседаний Государственного совета детально рассмотрим состояние внутренних водных, речных путей.

Связующим звеном между Европой и АТР должен стать Северный морской путь. Чтобы повысить его конкурентоспособность, намерены распространить льготный режим свободного порта Владивосток на ключевые гавани Дальнего Востока, о чём нас просят предприниматели, работающие в этом стратегически важном для нас регионе России.»

Нашлось место и демографической безопасности:

«Вот уже три года подряд в России отмечается естественный прирост населения. Да, он небольшой пока, но он есть. Что хочу подчеркнуть? По всем прогнозам, мы уже должны были бы сползти в новую демографическую яму, через поколение прозвучало бы эхо 90-х, о чём нам говорили и что предрекали специалисты‑демографы, в том числе на уровне Организации Объединённых Наций. Но этого не происходит. И прежде всего потому, что половина новорождённых сегодня – это вторые, третьи и последующие дети. Семьи хотят растить детей, верят в их будущее, верят в свою страну, рассчитывают на поддержку государства.»

К сожалению, здесь следует отметить, что этап негативной демографической волны 90-х годов ещё не про́йден, поэтому пока не стоит говорить об этом как об угрозе, которую уже удалось избежать. Более того, есть все основания полагать, что как раз экономический кризис будет способствовать снижению рождаемости и приведёт к реализации данной угрозы. Вероятно, соответствующее понимание в правительстве всё-таки присутствует, именно поэтому в итоге Путиным и было предложено продлить программу материнского капитала ещё на 2 года.

В целом, подводя итог, можно отметить, что охват аспектов экономической безопасности в послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2015 году оказался достаточно полным, но не безупречным. Можно выделить четыре основные проблемы, не нашедшие достаточного отражения:

  1. Обеспечение полноценной социально-экономической безопасности посредством сбалансированного учёта интересов домохозяйств в национальной экономике;
  2. Обеспечение региональной экономической безопасности, так как в послании была отражена лишь проблема отставания Дальневосточного федерального округа, тогда как экономическая дифференциация характерна для очень многих регионов России;
  3. Обеспечение финансовой безопасности за счёт решения проблемы чрезмерно дорогих кредитов и нестабильности курса национальной валюты;
  4. Повышение диверсификации экономики, так как кроме стимулирования отчётных показателей ничего конкретного предложено не было, а старые меры явно оказались недостаточны.

При этом, другие специалисты также отмечают, что в послании абсолютно не были раскрыты вопросы военно-экономического характера, а также угрозы финансовой безопасности, связанные с конфликтом вокруг возврата Украиной долга в 3 миллиарда долларов.

Тем не менее, военно-экономическим вопросам, вряд ли место в послании, а проблема украинского долга, вероятно, не поднималась из-за нежелания лишний раз заниматься обсуждением этого вопроса при отсутствии какой-либо официальной позиции Киева, который до сих пор кроме полуофициальных заявлений в СМИ никаких вариантов разрешения проблемы не предложил.

С полной видео и текстовой версией послания Владимира Путина Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года можно ознакомиться на официальном сайте президента России.