Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

России хватит резервов перенести санкции. Без паники?

Дата публикации: 04.08.2014

Перепечатка статьи © Марка Джонса и Лидии Келли «России хватит резервов перенести санкции. Без паники?», опубликованной в «Reuters». В статье проводится анализ российской экономики в ситуации вводимых санкций и внутренних проблем и даётся оценка её устойчивости в этих неблагоприятных условиях.


Математически, у России хватит резервов продержаться по меньшей мере два года, прежде чем западные санкции начнут душить её экономику, однако ей предстоит беречься пробуждения «спящего дракона» — паники инвесторов.

На первый взгляд, накопленных запасов — $472 миллиарда золотовалютных резервов и почти $1,5 триллиона активов в целом — более чем достаточно для того, чтобы банки, фирмы и экономика в целом функционировали на фоне попыток Запада наказать Москву за украинский кризис.

Однако игнорируется психологический эффект. Россия отправила в топку $200 миллиардов за полгода, когда боролась с мощным экономическим кризисом в 2008-2009 годах; если резервы начнут таять опять, паника вновь овладеет людьми как внутри страны, так и за её пределами, что ускорит отток капитала.

США и ЕС ввели санкции после того, как Россия в марте аннексировала украинский Крым, и с тех пор лишь усилили их.

На этой неделе ЕС лишил пять подконтрольных государству российских банков доступа к своим рынкам капитала, метя в финансовую, военную и энергетическую индустрии.

В то время как Россия балансирует на грани рецессии, аналитики и инвесторы в целом согласны с официальными лицами, считая, что её финансы пока способны выстоять.

«У них (России) есть резервов почти на полтриллиона долларов. Учитывая минимальные нужды подвергнутых санкциям банков в рефинансировании, Россия — в довольно комфортном положении», — сказал Бретт Даймент, глава подразделения фондов развивающихся рынков в «Aberdeen Asset Management».

В следующем году потребность в таком рефинансировании ожидается в диапазоне $7-8 миллиардов, и Центробанк пообещал помочь пострадавшим от западного наказания.

Аналитики «Morgan Stanley» подсчитали, что валютные резервы России, пятые по величине в мире, покрыли бы все истекающие обязательства по внешнему долгу трижды, а потребности в импорте могли бы удовлетворяться в течение 17 месяцев. Это значительно длиннее, чем шестимесячный порог, по достижении которого для развивающихся экономик обычно начинает звенеть тревожный колокол.

Расчёты «Рейтер», основанные на данных ЦБ, показывают, что крупные российские банки должны рефинансировать около $50 миллиардов долга в этом и следующем годах, в то время как нужды компаний приближаются к $100 миллиардам.

Эта задача выглядит управляемой, но много факторов окутаны туманом. Около трети резервов находятся в двух пополняемых нефтедолларами фондах и копятся на случай падения мировых цен на основной экспортный товар России, а не ради финансирования банков и компаний. Примерно в $40 миллиардов оценивается золотой запас, причём $13 миллиардов находится в резервах Международного валютного фонда, показывают официальные данные.

России также нужно сохранить приток выручки экспортёров энергоресурсов. ЕС подверг санкциям поставки оборудования для российской нефтяной отрасли, но обошёл стороной газовую индустрию. Это подчёркивает базовую взаимозависимость: Европе нужен российский газ ровно так же, как России нужна выручка от его продажи.

Пробуждение дракона

Как бы там ни было, но большинство экспертов по России уверены, что санкции, вероятнее всего, в ближайшие месяцы ещё ужесточатся. Ни одна из сторон не выглядит готовой отступить в кризисе, который усугубился после июльского падения малайзийского лайнера на востоке Украины, предположительно сбитого ракетой в зоне боёв правительственных войск с опирающимися на поддержку Москвы сепаратистами в Донбассе.

Как минимум, скорее всего, увеличится список банков и фирм, которым потребуется помощь на фоне санкций.

Одну из самых больших загадок представляет, насколько много инвесторов и россиян выведут свои деньги из страны, если отношения с Западом и состояние экономики продолжат ухудшаться.

Россия сильно пострадала от мирового финансового кризиса шесть лет назад: капитал рванулся за границу, и центральный банк быстро тратил резервы, пытаясь затормозить падение рубля, ослабевшего на треть к доллару.

Последние данные ЦБ показывают, что россияне опять меняют рубли на доллары и другие иностранные активы — темпами, превышающими средние за более чем четыре года.

Около $75 миллиардов утекло из России в первом полугодии, и «Morgan Stanley» ожидает аналогичной суммы во втором. Один экономист сказал, что вопрос состоит в следующем: «проснётся ли вновь «спящий дракон» спроса на доллары и другие иностранные активы», и добавил, что до определённой степени так и произойдёт.

ЦБ сумел справиться с ослаблением рубля в ходе последнего экономического кризиса, но может повести себя иначе, если нынешняя геополитическая конфронтация усилится.

Тимоти Эш, главный стратег по развивающимся рынкам «Standard Bank» в Лондоне сказал, что российский регулятор может попытаться сохранить политику в случае усиления оттока капитала.

«Когда это начнётся, резервы станут таять быстро, и я думаю, что в отличие от 2008-2009 годов Центробанку не захочется позволить валюте ослабнуть на фоне геополитических рисков», — сказал он.

Власти могли бы вернуть контроль за движением капитала, однако ранее в этом году Центробанк дал понять, что возражает против такой меры, которая бы ослабила спрос россиян на иностранную валюту, но увеличила бы стоимость заимствований для корпораций.

Трудно судить, как поступили бы обычные россияне, но исход инвесторов не превратился бы в паническое бегство. Иностранцы держат почти $200 миллиардов в российских акциях, показывают данные ЦБ.

Но с учётом того, что многие фонды, ориентированные на развивающиеся рынки, привязаны к индексам, таким как MSCI, в котором доля российских акций составляет примерно 5 процентов, они не смогут забрать все свои деньги назад.

Ещё один плюс

Ещё один плюс состоит в том, что имея $1,47 триллиона общих активов — резервы плюс сбережения россиян на родине и за рубежом — против $1,34 триллиона обязательств, Москва со своими финансами находится на «зелёной» территории.

Главное отличие между нынешней ситуацией и кризисом 2008-2009 годов в том, что цена на нефть, от которой в основном зависит богатство России, не страдает от глобального финансового кризиса.

В то же время рейтинговое агентство «Moody's» в четверг предупредило, что, судя по текущей турбулентности, Россия может столкнуться с новыми трудностями, если цена на нефть упадёт.

«Если отток капитала продолжится похожими темпами как в первом полугодии 2014 года, в связи с украинским конфликтом и санкциями, уровень резервов, с которым Россия может столкнуться с нефтяным шоком, будет значительно меньшим, чем в 2008», — написало «Moody's».

Но сейчас, когда ситуация остаётся непредсказуемой, более благоприятная, чем в 2008-2009 годах, экономическая обстановка в мире будет означать, что российские финансы станут ухудшаться более медленными темпами.

«Если корпорации и банки теряют доступ (на рынки капитала), вы должны следить за валютными резервами, потому что они будут надеяться на то, что российский центробанк предоставит доллары для погашения их внешнего долга», — сказал Виктор Сзабо, портфельный управляющий в «Aberdeen Asset Management». «Но это не краткосрочный вопрос, это горизонт двух-трёх лет».