Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 92

Дата публикации: 04.07.2016

Девяносто второй выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Ушедшая неделя стала богата на события в сфере экономической безопасности, связанные с различными санкциями. В итоге, в неё уместилось сразу несколько значимых событий, связанных с экономическим принуждением в международных отношениях.
  2. Турецкая инициатива по нормализации отношений с Россией была воспринята РФ конструктивна и привела к началу поэтапной отмене специальных экономических мер. Однако это не такой просто процесс, да к тому же далеко не все санкции имеет смысл снимать (подробнее см. «Нюансы отмены российских специальных экономических мер в отношении Турции в связи с изменением дипломатической ситуации»).
  3. Новости об извинениях Турции отразились и на курсе её национальной валюты, которая перестала падать относительно доллара США. Курс лиры вырос до 2,933 за доллар, тогда как до выхода новости он составлял 2,943 за доллар.
  4. Одновременно с частичным ослаблением антитурецких санкций, Президент России Владимир Путин подписал указ о продлении продовольственного эмбарго, введённого в ответ на санкции ряда стран мира, до 31 декабря 2017 года. То есть продление осуществлено на полтора года, что является вполне логичным ввиду инвестиционной специфики сельскохозяйственного сектора (подробнее см. «Продление российского продуктового эмбарго до конца 2017 года и его значение»).
  5. В свою очередь, Евросоюз продлил экономические санкции в отношении России лишь на 6 месяцев — до 31 января 2017 года. То есть произошла рассинхронизация санкционных режимов. Впрочем, как показывает практика ситуации с Турцией, Россия вполне готова отменять специальные экономические меры во внеочередном порядке, хотя эти две ситуации имеют существенные различия, так что в полной мере не должны сравниваться. Специальные экономические меры в отношении Турции изначально были бессрочными и исходили из ожидания ответных шагов Анкары.
  6. Стоит отметить, что на ушедшей неделе Итальянские сенаторы отклонили проект резолюции, внесённый представителем партии «Лига Севера», которая предусматривала отмену антироссийских санкций, а также взвешенное рассмотрение вопросов Крыма и Донбасса «уважая нормы международного права и волю народов, выраженную демократическим путём». То есть не стоит воспринимать сообщения российских СМИ о призывах в западных парламентах относительно снятия антироссийских санкций как «неостановимый поток». Часто это лишь заявления маргинализированных партий, сопоставимых по политическому весу с российской оппозицией.
  7. Результаты британского референдума по выходу из ЕС продолжают оказывать воздействие как на экономику самой Великобритании, так и экономику ЕС. В частности:
    • Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг Великобритании с максимального «AAA» до «AA» с негативным прогнозом.
    • Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг Великобритании на одну ступень с AA+ до AA.
    • Standard & Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг Евросоюза с AA+ до AA.
  8. Впрочем, более примечательным является появление информации о том, что Франция и Германия подготовили проект реформы ЕС, предусматривающий глубокую интеграцию стран Евросоюза. В рамках новой формации интеграционного образования участники фактически не будут иметь права на свою собственную армию, собственные спецслужбы, отдельный уголовный кодекс, национальную валюту. Эти функции будут переданы в наднациональные органы. То есть лидеры ЕС, судя по всему, рассматривают возможность укрепить союз посредством увеличения зависимости от него каждого члена, что сделает практически невозможным выход из Евросоюза, так как многие ключевые государственные институты окажутся разрушенными и их надо будет поднимать с нуля.
  9. Напоследок можно отметить, что в России вырос минимальный размер оплаты труда, достигнув 7500 рублей (увеличившись сразу на 21% — ранее 6204 руб.). Поскольку МРОТ по сути своей является больше контрольным показателем, а с реальными окладами соотносится мало, то в реальности часто он выступает неким регулятором теневого сектора экономики. То есть рост МРОТа заставляет пропорционально выводить зарплаты из тени. Это означает, что 21-процентный рост может оказать резкое воздействие на те сферы, где высоко значение теневой оплаты труда.