Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Законопроект изменения НДФЛ как продолжение противостояния «плоской» и «прогрессивных» шкал

Дата публикации: 03.11.2013

В Государственную думу РФ внесён законопроект, повышающий ставки НДФЛ на доходы от 5 млн рублей в год. С каждым дополнительным нулём «справа» в зарплатной ведомости налог будет непропорционально повышаться. Всё это в очередной раз возвращает сообщество специалистов к обсуждению плюсов и минусов «плоской» и «прогрессивной» шкалы налогообложения доходов. Однако помимо чисто бюджетных аспектов, этот вопрос актуален и в плоскости экономической безопасности.


Прежде всего, посмотрим на то, что предлагает новый законопроект:

Планируемый прогрессивный НДФЛ
Годовой доход Ставка
5-50 млн руб. 18%
50-500 млн руб. 23%
500 млн руб. и выше 28%

В целом прогрессия не выглядит достаточно большой и имеет довольно пологое повышение, поэтому вряд ли должна побудить людей к резкому сокрытию доходов, что является одним из главных доводов в пользу «плоской» шкалы. Кроме того, шаг прогрессии выбран относительно большой, поэтому довольно трудно будет скрывать часть доходов для перехода на более низкую ступень. Помимо этого, дифференциация по доходом в России достаточно велика и имеет тенденцию к повышению, поэтому использование прогрессивного налогообложения давно напрашивается, так как это один из основных инструментов коррекции расслоения населения по благосостоянию.

Фактически с точки зрения экономической безопасности существует две основные угрозы, тесно связанные с вопросом выбора между «плоской» и «прогрессивной шкалой»:

  • Повышение налоговой нагрузки побуждает индивидов уходить в тень и, таким образом, увеличивать долю теневой экономики.
  • Отсутствие дополнительной нагрузки на более богатые слои населения убирает из экономики один из основных инструментов коррекции дифференциации по доходу.

И доля теневой экономики, и дифференциация населения по доходу являются базовыми индикаторами экономической безопасности. Однако как было сказано выше, риск повышения доли теневой экономики вследствие увеличения налоговой нагрузки на богатых представляется намного более эфемерным и маловероятным, чем вполне конкретные угрозы, связанные с высокой дифференциацией по доходу, которая, к тому же, является уже состоявшимся фактом, а не умозрительной возможностью.