Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 105

Дата публикации: 03.10.2016

Сто пятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На минувшей неделе страны ОПЕК согласовали меры по ограничению добычи нефти. В итоге, рынок отреагировал повышением нефтяных котировок. Впервые за последние 8 лет картель решил снизить уровень добычи нефти. Страны ОПЕК договорились добывать примерно на 700 тыс. баррелей в сутки меньше. Тем не менее, одним из главных вопросов является, насколько долгосрочным будет стабилизирующий эффект данной договорённости.
  2. В свою очередь, глава Министерства энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россия ориентируется на сохранение объёма добычи нефти на достигнутом уровне. Представители РФ отсутствовали и на встрече членов ОПЕК, где была достигнута договорённость о снижении объёмов добычи. Однако это ещё не означает, что Россия не намерена поддержать заморозку объёмов добычи. Как уже говорилось ранее, в РФ довольно трудно быстро выводить и вводить новые производственные мощности, поэтому возможно участие России будет в виде заморозке добычи других углеводородов.
  3. В контексте перспектив роста нефтяных цен особый интерес представляет базовый сценарий развития ситуации в экономике, подготовленный ЦБ, который предполагает сохранение в 2017 году котировок нефти Urals на уровне 40 долларов за баррель. Впрочем, это можно трактовать по-разному:
    • Сценарий разработан без учёта достигнутой договорённости;
    • Сценарий предполагает, что бюджетное правило будет отсекать доходы от экспорта углеводородов, выше 40 долларов за баррель;
    • Сценарий исходит из пессимистических оценок стабилизации нефтяных цен.
  4. Со стороны Банка России на прошедшей неделе было сделано и ещё одно интересное заявление. Так, первый зампред ЦБ РФ Дмитрий Тулин, представляя проект доклада «Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2017-2019 годы», сообщил, что Банк России стремится избегать неоправданно частых изменений ключевой ставки. Целью была названа инерционность в динамике ключевой ставки, что означает не торопиться с её снижением по мере получения хороших новостей и не торопиться с её повышением при получении плохих новостей.
  5. Продолжилась сага с американским законом, позволяющим гражданам США, пострадавшим от теракта 11 сентября, подавать в суд на Саудовскую Аравию. Ранее, президент страны Барак Обама наложил на него вето, но палата представителей конгресса США подавляющим большинством голосов смогла его преодолеть. В итоге, закон получил силу.
  6. После этого, МИД Саудовской Аравии осудил данный закон, назвав его подрывом суверенного иммунитета, который будет иметь негативное влияние на все страны, включая Соединённые Штаты, о чём также ранее заявлял и Барак Обама.
  7. Примечательно, что в США уже подан первый иск на Саудовскую Аравию: в окружной суд Вашингтона, округ Колумбия, обратилась Стефани Росси ДеСимон. — вдова офицера ВМС США Патрика Данна, погибшего во время атаки на Пентагон. Она требует денежную компенсацию, размер которой не разглашается. Однако в глобальном масштабе основной интерес представляет всё-таки то, пойдёт ли Саудовская Аравия на тот шаг, которым грозила, когда закон только возник, а именно начнёт ли вывод активов из американских ценных бумаг.
  8. Если Саудовская Аравия всё же решится на агрессивные ответные действия в сфере американских ценных бумаг, то это может привести к достаточно существенному переделу расклада сил в международных финансах. Впрочем, пока представляется, что до этого дело не дойдёт, так как от этого пострадает и сама Саудовская Аравия, так как не сможет вывести все свои активы без потери их стоимости, а её текущее экономическое положение не располагает к такому риску.