Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Долгосрочное влияние макроэкономических угроз на демографическую безопасность

Дата публикации: 03.10.2014

Согласно исследованию социологов из США, опубликованному в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences» (Труды Национальной академии наук — англ.), трудности в поиске работы могут побудить молодых женщин не просто отложить возможность завести ребёнка, но зачастую и полностью отказаться от детей на всю жизнь. Эти выводы опровергают традиционное мнение, что безработица имеет лишь краткосрочное воздействие на демографическую структуру общества. Ранее, считалось, что при улучшении уровня жизни женщины снова будут рожать детей, но это исследование утверждает, что негативные явления на рынке труда накладывают отпечаток на репродуктивное поведение в течение всей жизни.


Учёные взяли данные по 140 миллионам живорождений, зафиксированных статистическим управлением США за 1975-2010 годы. В этих записях указывается возраст матери, место её рождения (штат), продолжительность беременности и дата зачатия — последний показатель больше всего интересовал демографов, так как экономические условия влияют именно на решение завести ребёнка. С этими данными они сопоставили данные по безработице в каждом штате в каждой возрастной группе.

В итоге, проведённое исследование не просто показало, что рост безработицы снижает репродуктивную активность женщин на всю оставшуюся жизнь, но также выявило конкретную числовую зависимость: рост уровня безработицы на 1% снижает рождаемость в группе женщин от 20 до 24 лет на 0,4%. Когда же эти самые женщины достигают 40-летнего возраста, падение рождаемости может ожидаться на уровне 1,4%. Таким образом, для США демографы прогнозируют потенциальные потери 426850 детей.

Учёные предполагают два основных объяснения выявленной зависимости:

  1. В период экономического спада молодым мужчинам, начинающим трудовую деятельность, гарантирован заведомо низкий доход, что делает их менее привлекательными партнёрами для женщин того же возраста.
  2. Когда же кризисный период совпадает с возрастом максимальной фертильности, повышаются шансы на то, что женщины и в будущем не захотят рожать.

В целом, выявленная зависимость до определённой степени логична и не вызывает серьёзных сомнений в возможности своего существования. Тем не менее, предложенные объяснения во многом выглядят достаточно надумано, так как базируются на допущениях, что молодые женщины рассматривают преимущественно молодых партнёров одного с ними возраста, что, мягко говоря, достаточно сильное упрощение социальных отношений.

В данном случае, более правдоподобным объяснением может являться то, что после 25-летнего возраста женщины оказываются уже в плену устоявшегося образа жизни, возможных опасений повторения кризисных процессов, свидетелями которых они стали при начале своей трудовой деятельности, а также карьерными соображениями, которые, за эти несколько лет, приобретают больший приоритет.

Так или иначе, эта зависимость однозначно нуждается в дополнительном исследовании, к тому же для каждой страны отдельно, так как здесь сильное влияние должны оказывать культурные традиции и неформальные социальные законы. Причём данное исследование очень важно в контексте комплексной экономической безопасности, так как может помочь выявить механизмы перенесения макроэкономических угроз в демографическую сферу.

(Использованы материалы Lenta.ru.)