Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Оценка взаимных потерь России и Евросоюза от санкционного противостояния

Дата публикации: 02.10.2015

Выступая на международном инвестиционном форуме в Сочи, первый заместитель министра экономического развития Алексей Лихачёв озвучил оценку взаимного ущерба от санкционного противостояния России и Европейского союза. По его словам, Европейский союз потерял от санкций около 100 миллиардов долларов, а Россия — до 25 миллиардов. То есть фактически Минэкономразвития считает, что общий ущерб РФ примерно в четыре раза меньше, чем ущерб ЕС.


Следует отметить, что оценка экономического ущерба от санкций — это крайне сложная задача, которая требует глубокой аналитической и исследовательской работы, но даже при этом остаётся достаточно спорных моментов из-за специфики таких категорий ущерба как, например, недополученная прибыль или торможение развития. Есть серьёзные основания полагать, что в Минэкономразвития никаких специальных исследований не проводилось, а данная оценка либо рассчитана крайне примерно, либо же вообще является чисто экспертной (в негативном смысле этого термина).

Более того, в четыре раза меньший ущерб России подозрительно похож на популистское заявление, так как в ситуации взаимных санкций ущерб, как правило, распределяется плюс-минус поровну и итог противостояния решается уже на более длинной дистанции за счёт таких характеристик как устойчивость экономики к шокам, потенциал импортозамещения и импортоперераспределения и пр.

Представитель Минэкономразвития попытался объяснить столь сильный разброс тем, что якобы введённые Россией контрсанкции нанесли ущерб только западным странам, а прямого вреда для России они не зафиксировали. Более того, Лихачёв отметил, что эмбарго позволяет развивать производство в РФ высокими темпами, а также замещать импортную продукцию.

Однако если объяснять разрыв в 75 миллиардов именно односторонним эффектом российских контрсанкций, то получается, что эти самые 75 миллиардов ЕС потерял именно из-за продовольственного эмбарго, а на антироссийские санкции приходится только 25 миллиардов, что представляется крайне сомнительно. Более того, по оценкам самого ЕС от продовольственного эмбарго России они потеряли лишь около 5,5 миллиардов евро.

Таким образом, озвученные представителем Министерства экономического развития России оценки ущерба РФ и ЕС от санкционного противостояния выглядят необоснованно и смахивают на обычный популизм.

(Использованы материалы Lenta.ru.)