Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Анализ секторальных санкций ЕС в отношении России с позиций комплексной экономической безопасности

Дата публикации: 02.08.2014

К ранее объявленным в отношении России секторальным санкциям США присоединился и Европейский союз. В силу данное решение вступает с 1 августа 2014 года и фактически призвано нанести удар по финансовой, научно-технологической и внешнеэкономической безопасности Российской Федерации.


Во-первых, санкции затрагивают финансовый сектор, а именно несколько крупнейших российских банков, такие как «Сбербанк», ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк». Гражданам и компаниям ЕС с 1 августа 2014 года запрещается покупать или продавать новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней, выпущенные этими банками. Запрет касается ценных бумаг, которые могут передаваться от одного участника рынка другому, то есть акций, депозитарных расписок, облигаций, и инструментов денежного рынка (векселя, депозитные сертификаты, коммерческие бумаги).

Во-вторых, санкции затрагивают сферу научно-технологической безопасности, так как введён режим лицензирования экспорта в Россию товаров и технологий для нефтяной отрасли. Это не полный запрет, а лишь необходимость предварительного разрешения европейских властей. В частности, к лицензируемым товарам относятся различные типы линейных труб для нефте- и газопроводов, буровые трубы, алмазные буровые долота, плавучие и подводные буровые платформы. То есть удар наносится по технологическому обеспечению модернизации энергетического сектора и освоения новых методов добычи углеводородов. Ну а вот военные технологии и товары двойного назначения для применения в оборонном секторе напрямую запрещены для поставок по контрактам, заключённым после 1 августа 2014 года.

В-третьих, Евросоюз призвал третьи страны принять аналогичные санкции против России, желая замкнуть кольцо экономической блокады и попытавшись нанести удар общей внешнеэкономической безопасности РФ.

Последовательно разбирая эти три группы угроз, можно отметить, что риски в финансовой сфере довольно умерены, потому что в списке запрещённых операций нет банковских кредитов, из чего следует, что российские госбанки смогут привлекать займы от европейских банков. Не ограничены и возможности по привлечению европейских вкладов, межбанковские депозитные операции, а также платёжные услуги. Однако самое главное заключается в том, что ограничения на доступ к капиталу не распространяются на дочерние организации российских банков, которые зарегистрированы в ЕС, а у «Сбербанка» и ВТБ как раз есть австрийские дочерние организации «Sberbank Europe» и «VTB Bank Austria».

«Sberbank Europe» управляет сетью из девяти дочерних банков в восьми странах Центральной и Восточной Европы, а «VTB Bank Austria» включает в себя подразделения в Германии («VTB Bank Deutschland») и Франции («VTB Bank France»), так что лазеек у «Сбербанка» и ВТБ вполне достаточно, что наверняка было известно специалистам ЕС. По этой причине можно утверждать, что ЕС по-прежнему придерживаются стратегии не столько экономического подавления РФ, сколько сохранения собственного лица, понимая, что разрушение хозяйственной системы России нанесёт по Европе удар, который она сама вряд ли сможет выдержать.

На последок, эффект финансовых санкций снижается за счёт того, что лишь немногочисленные долговые обязательства российских банков должны быть погашены в ближайшие месяцы, то есть реально ограничения начнут ощущаться лишь с существенным лагом, а с учётом готовности ЦБ поддержать пострадавшие российские банки внутренней ликвидностью, шок может быть смягчён ещё больше.

Попытки привлечь к санкциям против России другие страны вообще обречены на провал, потому что за последнее время Китай и страны Латинской Америки вполне явно продемонстрировали свою готовность выстраивать наоборот ещё более плотные взаимоотношения с РФ.

Ну а вот с угрозами научно-технологического характера дела обстоят более серьёзно, так как это реальный удар по российским нефтедобывающим компаниям, испытывающим большой дефицит современных технологий. Фактически ЕС нанесли отложенный во времени удар по энергетическому сектору, с одной стороны сохранив его для свободного партнёрства в обозримом будущем, а с другой, затруднив его модернизацию в среднесрочном и долгосрочном периодах. Пожалуй, именно удар по научно-технологической безопасности в данном случае является единственным по-настоящему серьёзным.

Тем не менее, «Роснефть» уже объявила о том, что в самом конце июля 2014 года успела подписать ряд соглашений на закупку соответствующих технологий в скандинавских странах. Вероятно, имел место определённый инсайд, который позволил практически на флажке максимально закрыть технологические риски.

Таким образом, по-прежнему устойчивость российской экономики к санкциям можно оценивать как довольно высокую. Наиболее явные риски лежат в области научно-технологической безопасности, но во-первых, определённые упреждающие действия российские компании всё же успели произвести, а во-вторых, многие технологии и раньше не очень охотно поставлялись в РФ, так что в этом отношении изменилось не очень много. Что же касается финансового сектора, то с фундаментальной точки зрения, серьёзных угроз по-прежнему пока нет, а основные риски традиционно сосредоточены в волатильности рынков, вызванных истерической реакцией спекулятивных игроков.