Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 83

Дата публикации: 02.05.2016

Восемьдесят третий выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. В России неожиданно стал активно реализовываться план, согласно которому планируется повысить выручку от торговли нефтью Urals, отвязав её механизм ценообразования от самого распространённого в мире эталона — цен на нефть марки Brent. Более того, всё тот же проект запуска собственных нефтяных фьючерсов должен позволить отойти от расчёта нефтяных цен в долларах США. Подобная инициатива звучала уже очень давно, но до прошлой недели официально об этом говорить было не принято.
  2. Возможно это можно объяснить тем, что после срыва переговоров в Дохе, Россия больше не верит в существующие механизмы регулировки цен на нефть, поэтому намерена выстроить собственную систему ценообразования, а также запустить продажи за рубли, таким образом поддержав национальную валюту и снизив её волатильность.
  3. Тем временем, состояние российской экономики, если судить по ряду фундаментальных макроэкономических показателей, вызывает серьёзные опасения. Дело в том, что по итогам первого квартала 2016 года ВВП РФ сократился на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, индекс промышленного производства упал на 0,6%, оборот розничной торговли упал на 5,4%, а реальные доходы населения упали на 3,9%. То есть нет оснований говорить, что «экономика достигла дна». Фактически падение продолжается и негативные тенденции до сих пор не прекратились.
  4. Также на прошедшей неделе Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11%. Впрочем, данное решение официально связано не с показателями реального сектора и доходами населения, а с инфляционными рисками. ЦБ отметил, что в экономике произошли сдвиги, которые приближают её к восстановлению, но инфляционные риски сохраняются на повышенном уровне, поэтому снижение ключевой ставки, которого ожидают многие экономические субъекты, считается преждевременным.