Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

К вопросу об объединении Минфина и Минэкономразвития

Дата публикации: 01.09.2015

Некоторое время назад, в средствах массовой информации появились данные о том, что якобы в правительстве РФ идёт обсуждение возможного слияния Министерства финансов и Министерства экономического развития. Предполагается, что они могут быть объединены в единое условное Министерство экономики, которое будет наделено всем спектром функций и обязанностей обоих министерств. Неофициально сообщается, что пока эта идея не нашла активной поддержки у президента и премьер-министра, но и не была ими окончательно отвергнута.


Разделение экономических министерств исходит из той логики, что Минфин должен отвечать за наполнение бюджета и сбережение средств, возможно в ущерб инвестициям, а Минэкономразвития за экономический рост и развитие народного хозяйства, возможно в ущерб сводимости баланса доходов и расходов. Предполагается, что наличие такой дискуссии позволит обеспечить плюрализм мнений и более объективный подход к решению задач экономической политики.

Тем не менее, сторонники слияния министерств утверждают, что в правительстве присутствует лишь видимость подобной министерской дискуссии, а в итоге приоритет отдаётся консервативной бюджетной политики, исповедуемой Минфином. Соответственно раз уж предпочтение отдаётся мнению одного министра, то следует сосредоточить в его руках все механизмы управления экономикой и отнести к его зоне ответственности в том числе и вопросы экономического роста.

Если говорить об имеющемся опыте в этой сфере, то в России уже действовало единое Министерство экономики и финансов под руководством Егора Гайдара в период с ноября 1991 по февраль 1992 года, но это был такой этап развития российской системы управления и российской экономики в целом, который вряд ли может считаться показательным. В других же странах ситуация различается, например, в Италии существует как раз единое экономическое министерство, а вот Франция имеет опыт неоднократного разделения и слияния таких министерств.

В целом, такое «суперминистерство» может быть эффективным в условиях стабильной экономики или, на худой конец, имеющегося чёткого плана экономических реформ, пускай и в условиях кризиса. Текущая ситуация в российской экономике, к сожалению, этим требованиям не отвечает: стабильность отсутствует и ситуация требует решительных действий, но вот плана таких действий де-факто нет.

Кроме того, ценностный конфликт Минфина и Минэкономразвития объективно существует. То, что в настоящий момент он чаще разрешается в пользу Минфина, не свидетельствует о неэффективности биминистерской модели как таковой, это скорей характеризует качество правительства в целом и руководств министерств в частности.

Ну и одна из главных проблем заключается в том, что для такого «суперминистерства» требуется «суперминистр», который будет реально способен сбалансировать интересы бюджета и развития экономики. Повода считать, что кто-то из глав имеющихся министерств подходит на эту должность, пожалуй, нет. Более того, и какой-то очевидной третей кандидатуры в текущем кадровом резерве не заметно.