Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 70

Дата публикации: 01.02.2016

Семидесятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На ушедшей неделе появилась информация о возможном завуалированном ответе Турции на российские экономические санкции. Это в явном виде не называется контрсанкциями, но, судя по всему, не в последнюю очередь обусловлено ухудшившимися отношениями между странами.
  2. Сначала стало известно, что, скорей всего, в отношении российских производителей стали будут введены запретительные пошлины. Причём, после Турции о желании установить аналогичные пошлины на уровне 26% за поставки на 320–340 миллионов долларов в год стало известно и из Евросоюза. Формально это называется антидемпинговыми штрафами, но, судя по всему, обусловлено именно общим экономическим противостоянием.
  3. Также были прекращены российские грузоперевозки по территории Турции. Это опять же не является официальными санкциями, а обусловлено окончанием срока действия турецких разрешений, который истёк 31 января. То есть опять никаких официальных шагов экономического принуждения, а лишь некие совпавшие по времени причины иного характера.
  4. Оставаясь в теме транспортных поставок, можно отметить интересный факт. На прошлой неделе крупнейшие нефтяные компании мира попросили судовладельцев осуществлять доставку нефти меньшими темпами. Ожидается, что снижение скорости танкера на 2 узла позволит выиграть отправителям дополнительно восемь дней. Официально это объясняется загруженностью терминалов, но возможно это делается и для влияния на нефтяные цены. Очевидно, что это не может оказать долгосрочное воздействие на котировки, но может обеспечить контроль за скачками на краткосрочных интервалах.
  5. Совет директоров Банка России решил оставить ставку на прежнем уровне в 11%. Судя по всему, в очередной раз риски давления на национальную валюту были оценены выше, нежели негативное влияние высоких ставок.
  6. Тем временем, фискальные проблемы российской экономики привели к тому, что Минфин объявил о намеренье вернуться в 2016 году на рынок внешних заимствований. Если это произойдёт, то это будет первый выпуск суверенных еврооблигаций с сентября 2013 года. То есть экономический блок правительства возвращается к стратегии долгового финансирования бюджета, а не расходывания суверенного фонда. Вероятнее всего, это является следствием того, что срок, в течение которого бюджет будет дефицитным, оценивается более продолжительным, нежели хватит средств Резервного фонда и ФНБ.